Ребекка: Привет, это снова я!
Пока мы разбирали дедушкин чердак, я нашла много газет, писем и журналов периода Второй алии.
Я взялась за чтение дедушкиного архива и многое узнала о повседневной жизни халуцим.
У первопроходцев были три главные трудности:
1. Приехать в Страну Израиля и остаться в ней было совсем не просто.
2. Обрабатывать сухую и каменистую землю было очень тяжело, особенно начинающим земледельцам.
Кроме того, их терзали болезни.
3. Первопроходцам приходилось защищать свои
поселения с оружием в руках.
А теперь вы узнаете об этих трудностях более подробно и познакомитесь со свидетельствами
очевидцев. Учитель,
вероятно, разделит класс на три группы, и каждая подготовит
доклад об
одной из трех главных проблем Второй алии.
Совершить алию очень непросто и в наши дни. Приходится оставлять семью, друзей, знакомую
обстановку и переезжать в страну с непривычным климатом и укладом жизни. В дедушкином архиве
я нашла дневник Натана Хореша, приехавшего в Эрец- Исраэль в 1908 году.
Вот что он пишет:
"И это Страна Израиля? На берегу моря и в городах мы почти не встречали евреев, но повсюду
видели арабов. Как странно: верблюды, арабские женщины, закутанные в покрывала, и жара, ужасная жара…
…Общественная столовая была полна молодых людей и девушек. Стоял оглушительный гвалт,
который усилился, когда несколько парней встали, чтобы поприветствовать новоприбывших и
освободить нам места за столом. Нас засыпали вопросами, в основном, на идише…
…Я сел рядом с высоким, широкоплечим парнем по имени Гершл Штейпер. Он сказал, что охраняет
виноградники Реховота.
Гершл стал задавать вопросы, которые показались мне странными:
"Зачем ты приехал? У тебя
еще остались деньги? Сегодня из Яффского порта отправляется корабль в Россию.
Если хочешь,
можешь вернуться назад.
Это лучше, чем остаться здесь без гроша в кармане".
1. С какими трудностями столкнулись Натан и другие олим в первые дни?
2. С какими трудностями сталкиваются олим в наши дни?
3. Как ты думаешь, кому труднее – сегодняшним
репатриантам или олим периода Второй алии?
Что у них общего?
4. Если бы вы приехали в Израиль, по каким вещам или
людям, оставленным на прежней родине,
вы скучали бы
больше всего?
Дедушка сказал, что труднее всего было научиться обрабатывать землю. Мало того, что у халуцим совершенно не было опыта, им досталась сухая и каменистая почва, почти не пригодная для сельского хозяйства. Он прочитал мне отрывок из книги Марка Твена "Простаки за границей". Марк Твен, знаменитый американский писатель, посетил Палестину в 1869 году:
Чем дальше мы ехали, тем яростнее пекло солнце, и окрест расстилалась все более каменистая,
голая, мрачная и угрюмая местность. Если бы здесь на каждых десяти квадратных футах сто
лет кряду трудилось бы по камнерезу, и то этот уголок земли не был бы так густо усеян
осколками и обломками камня.
Нигде ни травинки, ни кустика. Даже оливы и кактусы, верные
друзья бесплодной земли, почти вывелись в этом краю. На свете не сыщешь пейзажа тоскливей
и безрадостней, чем тот, что окружает Иерусалим. Дорога отличается от пустыни, по которой
она пролегает, лишь тем, что она, пожалуй, еще гуще усеяна камнями.
Тора описывает Эрец- Исраэль как землю, "текущую молоком и медом". Описание Марка Твена
разительно отличается от слов Торы.
1. Как вы думаете, что произошло со страной за годы
изгнания
еврейского народа?
2. Каковы были первоочередные задачи халуцим
в стране, разоренной и оставленной в запустении?
В архиве дедушки я нашла страничку из дневника его отца, прадедушки Иосифа, где он описывает типичный день кибуцника.
Подумайте, чем он отличается от вашего распорядка дня?
А еще я нашла отрывки из дневника известной поэтессы
Рахели Блувштейн, которую называют просто
Рахель.
Дедушка сказал, что ее прекрасные стихи – отражение
чувств и мыслей участников Второй алии.
А вот отрывок из ее воспоминаний:
"Как проходил день в (кибуце) Кинерет? Мы принимались за работу с рассветом.
Нас было четырнадцать: руки в порезах, босые ноги, тело в царапинах и солнечных ожогах,
лица, полные решимости и пламенные сердца. Воздух звенел от песен, разговоров и смеха.
Мотыги взлетали и падали снова и снова, без конца. Лишь на минуту остановишься, оботрешь
концом платка капли пота и бросишь влюбленный взгляд на озеро. Как оно прекрасно! Голубое,
синее, оно умиротворяет, успокаивает душу!
Над водой вьется легкий туман. Вот-вот пройдет пассажирский пароход из Цемаха в Тверию, поднимая к небу столб дыма. К полудню мы возвращались домой, но озеро оставалось с нами. Его небесно-голубой глаз смотрел на нас сквозь окно кибуцной столовой. Чем более скудным был обед, тем радостнее наши голоса. Мы жаждали отдать жизни за общее дело и освятить этим нашу родину. Помню, как мы сажали эвкалипты на болоте, в том месте, где Иордан вытекает из Кинерета и бежит на юг, пенясь у камней и затопляя берега. Многие из нас потом метались на узких койках, мучимые лихорадкой. Но все равно мы были благодарны судьбе за такую участь".
1. Какие трудности жизни в кибуце упоминает Рахель в своих воспоминаниях?
2. Почему халуцим не сдавались, несмотря на трудности?
3. Как халуцим понимали слово "самопожертвование"?
Как именно они жертвовали собой?
4. Почему Рахель и ее друзья были благодарны судьбе?
Знаете ли вы,
что халуцим использовали эвкалипты для осушения болот, поскольку многие кибуцы находились в
заболоченной местности?
Эвкалиптам нужно огромное количество воды, которую они "добывают"
из болотистой почвы. Осушение болот было совершенно необходимо по двум причинам:
Во-первых, на месте болота возникала земля, пригодная для сельского хозяйства,
Во-вторых, вместе с болотом исчезали комары – переносчики малярии и болотной лихорадки.
Рахель Блувштейн или просто Рахель (1890-1931) – известная поэтесса, писавшая стихи на иврите. Она приехала в Эрец- Исраэль из России в 1909 году. Когда Рахели исполнилось 19 лет, она вместе с сестрой отправилась в Италию, чтобы изучать живопись, литературу и философию. Их путь лежал через Палестину. Оказавшись в Эрец- Исраэль, девушки решили остаться и посвятить свою жизнь освоению этой земли. Стихи Рахели вдохновляли участников Второй алии, пробуждая в них любовь к вновь обретенной родине. Рахель была одним из основателей кибуца Кинерет.
Впоследствии А.-Д. Гордон, наставник Рахели, убедил ее отправиться во Францию, чтобы изучать там сельское хозяйство. С началом Первой мировой войны въезд в Палестину оказался закрыт, и Рахели пришлось вернуться в Россию. Там она работала воспитательницей в приюте для еврейских сирот.
При первой же возможности Рахель вернулась в Эрец-Исраэль и вступила в кибуц Дгания.
Однако еще в России она заразилась туберкулезом. Болезнь постепенно подтачивала силы Рахели,
и ей пришлось переселиться из кибуца в Тель-Авив. Свои дни Рахель окончила в 1931 году на
больничной койке в Гадере. Ей было всего сорок лет.
Рахель похоронена в кибуце Кинерет. С кладбища, где покоится прах поэтессы, открывается
чудесный вид на озеро Кинерет, которое она так любила.
На стихи Рахели было написано множество песен как при жизни, так и после ее кончины. Эти прекрасные
песни часто звучат по радио и на концертах.
Одна из самых любимых в Израиле песен на слова
Рахели "Ха-тишма коли" (Ты услышь меня) была мелодией, которая будила первого израильского
космонавта Илана Рамона, когда он совершал полет
вокруг Земли.
Смотрите, что я нашла!
Это же воспоминания Голды Меир! Она тоже была халуца, а потом стала премьер-министром Государства
Израиль! Правда, она родилась в Киеве, но приехала
не из России, а из США, и к тому же во времена
Третьей алии. Но я приведу отрывок из ее книги, потому что
в кибуце Мерхавия Голда прошла
через те же испытания,
что и ее предшественники – халуцим Второй алии.
"Больше всего нас мучил рой барнашей – крошечных мошек, налетавших на кибуц в начале лета.
Мы верили, что рано или поздно осушим болота, и малярия прекратится. Но в тот момент я не
представляла себе, как избавиться от противной надоедливой мошкары. Летом приходилось
отправляться в поле уже в четыре утра, потому что с восходом солнца мы прекращали работу - так нам досаждали эти
гадкие насекомые. Что мы только ни делали! Когда удавалось достать вазелин, мазали им тело,
носили рубашки с длинными рукавами и поднятым воротником, обматывали головы шарфами.
И в помещении не было покоя от мошкары, которая лезла в глаза, уши и рот. Даже коровам
приходилось спасаться от барнашей. Я могла вынести все, но только не это".
"Самой распространенной болезнью в то время была малярия. От нее страдали не меньше, чем от
барнашей. Малярия вызывала головную боль, высокую температуру и полную потерю аппетита, так
что сама мысль о еде была противна. Я отвечала за птичник и инкубатор. Как раз тогда мы
приобрели первый в стране инкубатор аж на пятьсот яиц, просто огромный по тем временам.
Я слегла с малярией, и некому стало поить моих цыплят. Когда я наконец вернулась на работу,
то обнаружила, что половина цыплят вымерла от жажды. Я взялась за работу, но тут у меня
случился новый приступ малярии. Я бредила, и в бреду мне казалось, что по всей комнате
валяются мертвые цыплята".
Голда Меир выздоровела от малярии, но эта болезнь унесла жизни многих халуцим.
Как вы думаете,
как это влияло на настроение их товарищей?
Давид Бен-Гурион, другой премьер-министр Израиля, приехал в страну со Второй алией и тоже
стал
первопроходцем. Он заразился малярией, и врачи посоветовали ему перемену климата, что
означало возвращение в Европу. Но Давид Бен-Гурион, по своему обыкновению, проигнорировал совет врачей.
На кибуцных полях первопроходцы часто трудились в одиночку или небольшими группами, что делало их удобной мишенью для нападения. Дедушка рассказал мне, как арабы нападали на поля кибуца, портили или воровали кибуцное имущество. А вот отрывок из воспоминаний Артура Руппина, одного из выдающихся деятелей Второй алии:
"В первые годы существования Дгании она лишилась своих лучших товарищей, которые погибли в стычках с врагом или были подло убиты из-за угла, а некоторые погибли в результате несчастного случая. 25 ноября 1913 года я получил телеграмму следующего содержания: "В субботу был убит Моше Бельский из Дгании. Вчера был убит Иосиф Зальцман из Кинерета. Срочно приезжайте..."
Моше Бельскому было всего восемнадцать лет, и все любили его за веселый нрав. Его гибель стала для нас тяжелым ударом. Но отец Моше доказал, что дух Маккавеев до сих пор жив в еврейском народе: вместо убитого сына он отправил в кибуц его младшего брата. Это известие быстро распространилось по всей стране".
1. Как вы думаете, почему арабы убивали халуцим?
2. Артур Руппин говорит о "духе Маккавеев" (Макабим).
В своей поэме "Сказание о погроме"
Хаим Нахман Бялик также упомянул "Иегуду – льва Маккавеев".
В связи с чем о Маккавеях вспомнил
Руппин, и в связи
с чем – Бялик?
3. Почему отец Моше Бельского отправил в кибуц
второго сына? Оправдан ли такой поступок?
Организация А-Шомер была основана в 1909 году для защиты кибуцев и других еврейских населенных
пунктов. До 1909 года халуцим полагались на силы местной арабской полиции, которая владела
огнестрельным оружием лучше первопроходцев. Однако использование труда арабов противоречило
халуцианской идеологии. Идеалом халуцим был – еврейский труд (авода иврит). Кроме того, со
временем стало ясно, что в деле защиты еврейских поселений нельзя полагаться на арабов, а
"новый еврей" должен сам уметь обращаться с оружием.
Постепенно боеспособность организации А-Шомер росла, и в итоге бойцы "Стража" стали для
первопроходцев живой легендой. Они одевались, как бедуины, но воевали, как настоящие
"новые евреи".
В 1920 году А-Шомер получил новое название – Хагана (защита). Хагана стала
подпольной военной организацией сионистского ишува, и на ее основе позже была создана Армия
обороны Израиля.
Дедушка рассказал мне историю самого знаменитого члена А-Шомер – Йосефа Трумпельдора. Йосеф
родился в России и храбро воевал в русской армии, а в 1911 году совершил алию в Эрец-Исраэль.
Он был одним из организаторов боевых соединений, названных "А-Шомер а-цаир" (Юный страж).
Йосеф Трумпельдор погиб, защищая поселение Тель-Хай в 1920 году.
Мы подробно расскажем эту историю в книге о Третьей алие. Согласно преданию, когда врач сказал Йосефу Трумпельдору, что его раны смертельны, тот ответил:
Эта фраза стала крылатой, потому что она в полной мере отражает
дух "нового еврея".
Действительно ли "хорошо умереть за родину?"
Соответствует ли эта фраза еврейской традиции?
Что лучше – умереть за родину или жить за нее?
Вы, наверное, спросите, почему дедушка оставил Эрец-Исраэль и уехал в Америку. Ведь его родители были халуцим, а сам он родился в кибуце Дгания.
Ответ очень прост: бабушка Мирьям, как и многие другие кибуцники, заболела малярией. Дедушка и бабушка решили на время оставить кибуц и переехать к бабушкиной сестре в Нью-Йорк, чтобы подлечиться. А потом они не сумели вернуться назад.
Таких, как они, было очень много. Считается, что примерно половина из 40.000 халуцим Второй алии вернулись в Европу или уехали в Америку. Но дедушка Арон все время мечтал снова попасть в Страну Израиля. Он вот-вот осуществит свою мечту!