Привет, меня зовут Ребекка
Я живу в Нью-Йорке и учусь в седьмом классе. Мы получили задание подготовить доклад о своей
семейной истории. Мои дедушка и бабушка как раз собираются в Израиль. Я помогаю
им укладывать
чемоданы.
Перед отъездом мы решили навести порядок в их доме на чердаке. И вот там-то я и
обнаружила массу интересных вещей, которые помогут мне в написании доклада. Это наши
семейные реликвии. Я хочу вам о них рассказать.
Знаете ли вы что такое реликвия?
Найдите это слово в словаре.
Давным-давно, когда мой дедушка Арон был еще ребенком, он жил в Израиле. Более того, он был одним из первых детей, которые родились в кибуце Дгания. А Дгания – это самый первый кибуц в Израиле. Посмотрите на фотографию. Видите моего дедушку? Вон он стоит перед кибуцным детским садом.
Его родители, мои прабабушка и прадедушка, приехали в Страну Израиль во время
Второй алии. Они были халуцим, первопроходцы.
Найдите в еврейской энциклопедии определение слова халуц и запишите его в тетрадь.
Знакомы ли вы с людьми, которых можно так назвать?
В какой области они трудились?
Почему
их можно считать первопроходцами # ?
Родители дедушки Арона приехали в Страну Израиля в 1913 году из Пинска, маленького городка
в Беларуси, которая тогда входила в состав Российской империи. Им обоим было по 22 года.
Прабабушка и прадедушка дружили с детства и вскоре после алии решили пожениться.
Посмотрите,
что я нашла на чердаке у дедушки Арона! Это засушенные колоски пшеницы и ячменя. Во время
свадьбы прабабушка Ривка-Фрума (меня назвали Ребеккой в ее честь) держала в руках "свадебный
букет" из пшеничных и ячменных колосьев, созревших в кибуце Дгания.
"Разве прадедушка не мог подарить ей цветы? – спросила я у дедушки Арона. "Урожай, выращенный в кибуце, был для мамы дороже любых цветов, - ответил дедушка, - этот "букет" казался ей самым красивым!"
Активисты Второй алии – кибуцники - были совсем не похожи на евреев-уроженцев страны и даже
на переселенцев Первой алии. Все евреи, которые жили в стране до Второй алии, делились на две группы:
1. Члены Старого ишува.
(ишув – еврейское население Страны Израиля). Эти люди жили в стране сотни лет. Они были
глубоко религиозны и обитали в четырех "святых городах" – Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате.
Они занимались почти исключительно изучением Торы и жили на пожертвования, которые назывались
халука (распределение). Евреи Старого ишува не обрабатывали землю и вообще не занимались физическим трудом.
2. Переселенцы Первой алии. Это также были религиозные евреи, которые приезжали в Страну
целыми семьями. Они называли себя "колонистами", так как приобретали участки земли и строили
на них хозяйства, называемые "колония" или мошава. Большая часть этих людей селилась в мошавот
и лишь немногие предпочитали "святые города".
Но мои прабабушка и прадедушка, как и другие халуцим, были молоды. Некоторым первопроходцам
едва исполнилось двадцать лет. Они еще не успели создать семьи и приезжали поодиночке. И они
не были религиозны. Независимость была для них важнее всего, так что они упорно отказывались
от какой-либо денежной помощи. Халуцим старательно учились труду на земле и создавали новые
сельскохозяйственные поселения – кибуцы. Они также создавали организации, которые легли в
основу будущего государства. Халуцим верили, что у еврейского народа когда-нибудь будет свое государство.
Почему они переселились в Страну Израиля?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, мне пришлось поиграть в журналистку - взять у дедушки
интервью. Я расспросила его
о причинах, побудивших прадедушку и прабабушку оставить
Россию.
Вот запись нашей беседы:
Ребекка: Почему твои родители бросили дом, семью, привычную жизнь и отправились в далекую Палестину?
Дедушка Арон: У них были причины оставить Пинск, а также причины, по которым они выбрали
Святую Землю. Во-первых, жизнь
в России становилась все труднее. Погромы случались все чаще
и чаще. Например, двоюродный брат папы, Берл, погиб во время
печально известного Кишиневского погрома # .
Ребекка: Что такое погром?
Дедушка Арон: Погром – это вооруженное нападение на штетл (еврейское местечко) или на еврейский
квартал города. Нападали бандиты, иногда солдаты, а полиция, как правило, бездействовала.
Погромщики избивали и даже убивали евреев, расхищали их имущество, разрушали дома. В Кишиневском
погроме 1903 года погибло 47 евреев. Конечно, мои родители хотели избавиться от нависшей над
ними опасности и жить в стране, где евреев не будут преследовать.
Но, кроме того, они мечтали
вернуться в страну своих предков, как и другие участники Второй алии. Они стремились к более
счастливой жизни для себя, своих детей, внуков и правнуков. Они верили, что когда-нибудь
Страна Израиля станет домом для всего еврейского народа.
В тот же исторический период в страну прибыли и другие отважные первопроходцы, также мечтавшие о Святой Земле. Это были йеменские евреи. Они хотели осуществить древние пророчества о возвращении в Сион. Их путешествие в Страну Израиля было долгим, трудным и полным опасностей. Но, несмотря на это, в период Второй алии в Палестину переселилось 4.5 тысячи евреев из Йемена. Они были глубоко религиозны, и для них начало алии свидетельствовало о приближении Машиаха (мессии) # .
У йеменцев и европейских евреев (ашкеназов) были разные обычаи и уклад жизни, и поэтому им
было не просто ужиться друг с другом. Долгое время эти общины оставались разделенными.
Посмотрите на карту мира. Где находится Йемен? Где находится Беларусь? Измерьте расстояние
между столицами этих стран и Иерусалимом. Обратите внимание: сейчас вы смотрите на путь олим
"с высоты птичьего полета". В реальной жизни короткий, на первый взгляд, путь мог оказаться
очень долгим. Иногда из далекой России было легче добраться в Святую Землю морем, чем дойти
туда через пустыню из Йемена, который, как и Земля Израиля, находится на Ближнем Востоке.
В тот же исторический период, когда 40000 евреев Российской империи и стран Восточной Европы
переселились в Страну Израиля, около миллиона евреев из тех же стран эмигрировали в Америку.
Почему же все-таки халуцим предпочли Палестину Америке?
Ребекка: Я все же не могу понять, почему халуцим не побоялись трудностей в необжитой Палестине,
в то время как в Америке
они почувствовали бы себя в безопасности. Мне кажется, и попасть
в Америку было куда проще.
Дедушка Арон: Понимаешь, иногда идеология #
оказывается сильнее, чем мысли о предстоящих трудностях. Олим выросли в странах, где людей
разделяла социальная пропасть. Это значит, что богатые жили по-царски, а бедные все больше
и больше нищали. Российский царь, которого называли самодержцем, безжалостно подавлял вспышки
недовольства со стороны народа.
Как и другие передовые люди России, халуцим мечтали создать
общество, построенное на равенстве и заботе государства о своих гражданах. Но халуцим пришли
к выводу, что евреи сумеют построить такое общество только в своей собственной стране,
Эрец-Исраэль. У них была утопическая #
мечта о сказочной стране, где не будет бедных и богатых, и где люди будут любить друг друга.
Ребекка: Что такое "утопический"?
Дедушка Арон: Утопия – это волшебная страна, устроенная по идеальным законам, и все люди
там счастливы.
Халуцим верили, что сумеют построить в Палестине "Утопию". Подобно своим
русским современникам, они верили в социализм # .
Социалисты считали, что люди должны делиться результатами своего труда, распределяя все
поровну, и тогда не будет бедных и богатых. Чтобы осуществить эту мечту, халуцим создавали
кибуцы, сельскохозяйственные объединения, где люди сообща владели землей, орудиями труда
и домашним скотом. Твои прабабушка и прадедушка, Ривка-Фрума и Иегуда-Лейб, стали членами
Дгании - самого первого кибуца. Это случилось в 1913 году, через три года после его основания.
А теперь давайте познакомимся с Аароном-Давидом Гордоном.
Аарон-Давид Гордон или просто А.-Д. Гордон, как его чаще называют, был одним из лидеров
халуцианского движения периода Второй алии. Он был намного старше большинства первопроходцев:
когда Гордон совершил алию, ему исполнилось 48 лет. Гордон был религиозным евреем и отошел
от соблюдения заповедей лишь к концу жизни. Его статьи и публичные выступления вдохновили
целое поколение халуцим и заложили основы кибуцного движения.
Стержнем идеи Гордона была духовная связь народа со своей землей. Он утверждал, что за две
тысячи лет скитаний евреи утратили эту связь, что нанесло ущерб духу еврейского народа.
Гордон считал, что история евреев не может продолжаться, если народ не вернется к жизни и
работе на земле. Причем, это должна быть не просто земля, а Эрец-Исраэль – историческая родина еврейского народа.
А.-Д. Гордон стал идейным вдохновителем социалистического направления в сионистском движении # .
Его идеи легли в основу создания первых кибуцев, в том числе, Дгании.
При этом, А.-Д. Гордон готов был сам, на практике доказать жизнеспособность своей теории.
Приехав в Эрец-Исраэль, он взялся за освоение тяжелого труда земледельца, хотя был уже не
молод и никогда раньше не занимался сельским хозяйством.
Гордон не избегал трудностей и не желал получать поблажки нигде и никогда. Например, он служил в русской армии, хотя родители были готовы дать взятку и освободить его от воинской повинности. На их предложение он заявил, что в таком случае в армию вместо него возьмут кого-нибудь другого, а это несправедливо.
Гордон не брал гонораров за свои статьи и отказывался от платы за уроки и лекции, руководствуясь принципом "изучения Торы ради самой Торы", записанным в Мишне # . Уже живя в Палестине, Гордон заболел, и друзья были готовы взять на себя расходы по его лечению, однако он настоял на том, чтобы вернуть им деньги.
Изучая дедушкин архив, я нашла вот эту фотооткрытку. На ней изображен мой прадедушка за работой в кибуце. На плече у него винтовка. Подпись на открыткe гласит: "Новый еврей. Апрель 1914 года".
Я спросила у дедушки, кто такой "новый еврей", и в ответ он процитировал строчки из поэмы
Хаима-Нахмана Бялика "Сказание о погроме".
Хаим-Нахман Бялик был одним из первых поэтов
нового времени, писавших на иврите. "Сказание о погроме" #
– страшное стихотворение о Кишиневском погроме 1903 года.
Халуцим остро переживали то, что говорит поэт от имени самого Бога:
Так честь Мою прославили превыше
Святых Небес народам и толпам:
Рассыпались, бежали, словно мыши,
Попрятались, подобные клопам…
Мыль о том, что евреи не сопротивлялись погромщикам, а бежали и прятались, словно мыши, была невыносима для будущих активистов Второй алии. Так возникло представление о "новом еврее": он не будет бежать, не будет прятаться от врага, но возьмет в руки оружие и сумеет отстоять свою жизнь и честь.
Благодаря поэме Бялика и представлениям халуцим
в сознании многих людей возник стереотипный # образ
"галутного" еврея (галут – изгнание, диаспора):
он жалок, покорен и не способен сопротивляться злу.
На самом деле традиционные евреи часто сопротивлялись погромщикам и организовывали отряды
самообороны. Это касается и евреев диаспоры во время Холокоста. Они сопротивлялись нацистам,
как могли. Они поднимали восстания в гетто и концлагерях, заранее зная, что обречены на поражение.
В конце 19-го – начале 20-го веков сопротивление евреев на территории Российской империи оказалось неэффективным, так как власть была на стороне погромщиков. Все евреи – и "галутные", и "новые" были плохо вооружены и не умели воевать. Они все чаще осознавали, что единственный выход из положения – покинуть Россию и строить новую жизнь в стране своих предков – Эрец- Исраэль.