Религиозный сионизм и харедим.
Как мы уже говорили, религиозные сионисты рассматривают Государство Израиль как благословение
Божье и считают своим долгом принимать самое активное участие в его строительстве. Однако,
и на этом пути существует несколько проблем:
Проблема №1: государство для евреев или еврейское государство?
Израиль - не только еврейское, но и демократическое #
государство. Религиозные сионисты хотели бы, чтобы его граждане жили в соответствии
с
еврейскими ценностями. Но иногда идеалы иудаизма вступают в противоречие
с принципами
демократии.
Например, следует ли разрешать владельцам мясных лавок торговать свининой и другими некошерными продуктами? Может ли мэрия разрешить движение городского транспорта в субботу?
Сложился обычай, согласно которому все буфеты и столовые в государственных учреждениях
торгуют только кошерными продуктами, а сами эти учреждения закрыты
по субботам.
Однако в
частной жизни каждый израильтянин может поступать, как считает нужным. Несмотря на сложившееся
разделение сфер влияния, время от времени конфликты между еврейскими идеалами и законами
государства все же возникают. Религиозные сионисты считают своим долгом участвовать в
общественных дискуссиях по таким вопросам, чтобы способствовать сохранению еврейского
характера государства.
Проблема №2: как быть, если все – евреи?
Поскольку большинство граждан Израиля – евреи, возникает целый ряд проблем,
в решении
которых также активно участвуют религиозные сионисты. Например, может ли национальная
электрическая компания, все работники которой – евреи, устранить аварию в субботу? Ведь
если игнорировать внезапное отключение электроэнергии в шабат, целый квартал может остаться
без света и горячей пищи.
Другой пример: закон Торы запрещает еврею давать своему единоверцу кредит под проценты. Как же банки, все сотрудники которых – евреи, будут предоставлять кредиты своим клиентам?
Проблема соблюдения субботы существует также в израильской армии, где большинство военнослужащих –
евреи. То же относится
к полиции и общественному здравоохранению. Конечно, мицва (заповедь)
спасения человеческой жизни важнее любой другой,
и поэтому она отменяет запреты шабата.
Но по большей части полиция, армия и больницы не заняты спасением жизни, в том числе в субботу.
Как должны функционировать эти учреждения,
чтобы не нарушить еврейское религиозное законодательство?
Еще одна проблема такого рода – шмита # , субботний год, когда евреям запрещено сеять и собирать урожай. Запреты шмиты могут нанести серьезный урон сельскому хозяйству страны.
Как соблюдать запреты субботнего года в условиях современной рыночной экономики?
Не всегда можно найти простые ответы на эти вопросы. Но религиозные сионисты продолжают
соблюдать заповеди иудаизма и при этом жить
в современном, динамично развивающемся обществе.
Почему эти проблемы встают, главным образом, перед религиозными евреями- израильтянами,
а не евреями диаспоры?
Знаете ли вы, что
более половины из 613 заповедей Торы
могут быть исполнены только в Стране Израиля?
Проблема №3: религия и армейская служба
Иногда кажется, что религиозным сионистами приходится ходить по лезвию ножа:
с одной стороны –
заповеди Торы, с другой – требования современного общества. Это делает жизнь интересной и
насыщенной, но влияние "внешнего" мира на религиозного человека может быть разрушительным,
особенно если речь идет
о детях.
С этой проблемой сталкиваются и евреи диаспоры, однако в Израиле она стоит особенно остро.
Почему? Ведь мы живем в еврейском государстве, где все говорят на иврите, большая часть населения –
евреи, почти все рестораны и кафе предлагают кошерное меню.
И все же в некоторых ситуациях
соблюдать заповеди очень непросто.
Например, в армии. Религиозному солдату приходится выкраивать время для молитв, отказываться от ежедневного изучения Торы во время интенсивных тренировок и военных действий, а также исполнять заповеди в совершенно непривычных условиях.
Иногда солдаты из религиозных семей чувствуют, что такое положение просто невыносимо. После демобилизации некоторые оставляют религиозный образ жизни, или, наоборот, становятся так называемыми "ультра-ортодоксами" – отрицают сионизм и перестают служить в армии.
Чтобы преодолеть трудности такого рода, религиозные сионисты основали множество формальных и неформальных организаций, школ, молодежных движений. Самое крупное из них – Бней-Акива.
Это международное движение объединяет 125 000 детей и подростков из 37 стран. Цель движения
Бней-Акива – привить молодежи любовь
к Торе, еврейскому государству и готовность внести свой
вклад в жизнь общества.
Другие религиозно-сионистское организации – ешивот-эсдер (военные ешивы). Студенты этих учебных заведений сочетают службу в армии с изучением Торы. Существует еще один вариант несения воинской службы – так называемая предармейская мехина (мехина – подготовительный курс).
Солдаты мехинот изучают Тору в течение одного года или двух лет,
а затем призываются в
боевые части и проходят полный срок службы
(в боевых частях он составляет около трех лет).
Немало религиозных солдат проявили мужество и героизм, защищая страну во время анти-террористических
операций последних лет. Выпускники мехинот и военных ешив по праву считаются отличными
бойцами. Число военных ешив и мехинот постоянно растет.
Для девушек из религиозно-сионистских семей также постоянно открываются новые возможности.
Поскольку существует запрет Торы
на ношение женщинами оружия, девушки могут выбрать
альтернативную национальную службу (шерут леуми). Они выполняют общественные работы в социально
неблагополучных районах страны, помогают отстающим ученикам в школах, инвалидам, пожилым
людям
в домах престарелых, и.т.д.
Проблема №4: религия и политика
В ранние годы существования еврейского государства национально-религиозная партия МАФДАЛ,
представлявшая в Кнессете интересы религиозных сионистов, набирала до 15 мандатов (парламентских мест),
что составляло более 10% от общего числа депутатов. Сегодня все религиозно-сионистские партии,
вместе взятые, не могут набрать и половины от прежнего количества депутатских мест. Однако
это не означает, что в стране стало меньше религиозных сионистов.
Большая часть представителей этого лагеря голосует сегодня за крупные политические партии, а некоторые депутаты от этих партий – религиозные сионисты. Подобное положение свидетельствует о полной интеграции национально-религиозного движения в израильском обществе.
Религиозное течение харедим
Большая часть религиозных евреев, которые называют себя харедим (богобоязненные), изначально
отрицали идеи сионизма. Но сегодня харедим, которых также часто называют "ультра-ортодоксами",
играют все более заметную роль в израильской политике. Многие ответственные посты, ранее
занимаемые раввинами-сионистами, теперь находятся в руках харедим. Благодаря быстрому
приросту ультра-ортодоксального населения, на карте Израиля возникают новые города, жители
которых являются представителями исключительно этого течения.
Течение харедим возникло как оппозиция религиозному сионизму. Как это случилось, и какими идеями руководствовались основатели этого направления?
В течение всего 19-го века Европу сотрясали перемены, в результате которых и сформировалось современное общество. Это были различного рода освободительные или эмансипационные # движения.
Эмансипация #
не обошла стороной и евреев. Ограничения и узость гетто #
остались позади. Теперь обитатели еврейских кварталов и местечек были вольны их покинуть.
Оказавшись в больших городах, они не всегда могли сохранить еврейский образ жизни.
Многие евреи стали воспринимать иудаизм как препятствие на пути к полной интеграции в
европейском обществе. Некоторые из них перешли в христианство, другие приняли модернизированный
вариант иудаизма – реформистский, который отменил многие заповеди Торы, облегчив ассимиляцию
евреев среди народов Европы.
Традиционное еврейство оказалось расколотым. Возникли ортодоксальные течения, принявшие вызов
времени. Сторонники этих течений влились в европейское общество, не оставив при этом
заповедей Торы. Так возник современный ортодоксальный иудаизм. Однако были и такие группы
религиозных евреев, кто отрицал все достижения эмансипации и прогресса. Они хотели сохранить
не только заповеди Торы, но и обычаи своих предков, уходящие корнями в средневековье. Эта
часть еврейства составила костяк движения харедим.
Поскольку ультра-ортодоксальные евреи отрицали какие-либо перемены в обществе, они отвергли
и сионизм, объявив его сторонников еретиками # .
Они объявили отступниками даже мудрецов Торы, таких как рав А.-И. Кук.
Харедим противостояли возрождению иврита, поскольку считали его языком молитвы, слишком святым для повседневного общения.
Они продолжали вести уроки Торы на языке идиш и возражали против алии в Эрец-Исраэль. Те из ультра-ортодоксов, кто все же переселился в Эрец-Исраэль, продолжали говорить на идише, носить старинную еврейскую одежду, вывезенную из Восточной Европы, давать ешивам названия в честь городков в России, Литве или Польше: Поневеж # , Мир # , Вижниц # . На территории подмандатной Палестины они пытались восстановить штетлы, еврейские местечки Восточной Европы.
Харедим хотели жить в Эрец-Исраэль, но они отказывались строить там еврейское государство.
Они считали, что государство может возникнуть только после прихода Машиаха. Им казалось,
что сионисты торопят исторические события, а это с ультра-ортодоксальной точки зрения
весьма опасно.
Более того, еврейское государство, по их мнению, и не могло быть построено, пока евреи не
раскаются в грехах и не заслужат прощение Всевышнего. А, поскольку лидеры сионизма не были
религиозны, все они считались грешниками, а идеи сионизма – сплошным безбожием.
Когда в 1947 году ООН поставила на голосование План раздела Палестины, харедим сформировали
лобби # ,
чтобы заставить большую часть стран проголосовать против этого плана.
Но харедим не просто противостояли сионизму как современной идее. Для доказательства
своей правоты они использовали талмудический мидраш # ,
называемый "три клятвы".
Три клятвы
Талмуд (Ктувот, 110б) рассказывает о трех клятвах, определивших жизнь евреев в диаспоре.
Две из них дали Всевышнему евреи, а третью - народы мира.
1. Евреи не будут "штурмовать стену", т.е. в массовом порядке переселяться в Эрец-Исраэль.
2. Евреи не станут бунтовать против власти народов мира.
3. Народы мира не подвергнут евреев чрезмерному угнетению.
Харедим считают, что массовые волны сионистской алии – это нарушение первой клятвы, а попытки
создания еврейского государства – нарушение второй.
Рабби Шломо Авинер, один из выдающихся лидеров религиозного сионизма, написал брошюру,
в которой привел 19 возражений на утверждения харедим. Вот лишь три из них:
1. "Три клятвы" – это мидраш. Мидраш нельзя использовать в качестве источника галахи (закона).
Никто из раввинов-законодателей не принимал галахических решений на основе мидрашей. Они
толковали мидраши как метафоры #
или аллегории # .
2. Поскольку народы мира много раз нарушали "третью клятву", договор утратил какое-либо
значение. Частые погромы и преследования, которые в итоге привели к Холокосту и гибели 6
миллионов евреев, дают нам право считать, что и наши клятвы не остались в силе.
3. Провозглашение независимого Государства Израиль – это не бунт против народов мира.
Герцель изначально предполагал заручится согласием мировых держав, и такое согласие в итоге
было получено. Впервые оно было дано
в Декларации Бальфура (1917 г.), затем в 1920 году
Лига Наций поручила Британии выполнить обещание,
данное ею в декларации и создать
национальный очаг для
еврейского народа. И, наконец, в 1947 году ООН - преемница
Лиги Наций –
проголосовала за создание независимого
Государства Израиль.
В наши дни лишь немногие харедим верят, что Государство Израиль – ересь и "дело рук сатаны". Эти немногие считают День независимости Государства Израиль траурной датой и произносят молитвы, в которых умоляют Всевышнего о "мирном устранении еретического сионистского государства". Они не участвуют в выборах, не служат в армии, не получают от государства каких-либо средств, демонстративно сжигают флаг Израиля, говорят только на идише, переходя на иврит лишь в случае крайней необходимости. Они не используют национальную валюту – шекель, стараются не покупать "сионистский" хлеб, выпекая дома свой собственный. Среди них есть экстремисты, которые швыряют камни в машины, проезжающие в субботу по улицам, окружающим ортодоксальные кварталы Иерусалима.
Самое экстремистское течение, Натурей Карта (Стражи города), отправляет
своих представителей на арабские демонстрации, где звучат призывы к уничтожению Израиля и
созданию "палестинского" государства на его территории.
Однако таких радикалов #
в среде харедим немного. Большинство относится к Государству Израиль достаточно лояльно,
не борется с сионизмом и даже исповедует новое мировоззрение по отношению к Израилю.
Господствующее течение в среде харедим
После провозглашения Израиля большая часть харедим осознала, что еврейское государство –
свершившийся факт. Они решили, что бороться против него неразумно и следует относиться к
ситуации прагматически # .
Это, конечно, не мешает харедим высказываться против публичного нарушения заповедей Торы,
например, шабата. Они выходят на демонстрации против работы кинотеатров в пятницу вечером
или против движения машин по субботам, если улица проходит через религиозный квартал.
Однако,
самый главный "водораздел", лежащий между харедим и светским государством – это армия.
В Израиле все граждане исполняют воинскую повинность, однако для харедим – студентов ешив существует отсрочка, позволяющая не служить до 27-летнего возраста. А в этом возрасте молодых людей уже не призывают в регулярную армию. Такая отсрочка стала возможной благодаря закону, принятому Кнессетом под давлением ультра-ортодоксальных партий. Опасаясь, что армия станет для мостом, способным привести их детей в нерелигиозную жизнь, харедим категорически отказались от армейской службы.
Количество людей, получивших отсрочку, постоянно растет. Если в 1950 году их число равнялось
нескольким сотням, то, согласно данным 2010 года, оно выросло до 60 000.
Несмотря на все усилия, направленные на то, чтобы отгородиться от "внешнего" мира, харедим
сегодня принимают более активное участие в жизни общества, чем 60 лет назад.
1. Они представляют свою общину как в местных органах власти, так
и в Кнессете. Все чаще
депутаты от ультра-ортодоксальных партий занимают министерские посты или участвуют в работе
различных парламентских комиссий. Это вовлекает их в самую гущу израильской жизни и знакомит
с проблемами всех секторов населения.
2. Быстрый рост населения в среде харедим приводит к тому, что они вынуждены вступать в
контакт с людьми, живущими вне ультра-религиозного гетто.
3. Многие херадим не видят в сионизме угрозы для соблюдения заповедей.
4. Молодые харедим, родившиеся в Израиле, уже не тоскуют по "золотым временам" в диаспоре.
Они считают себя израильтянами.
И в результате:
• Большая часть харедим говорит на иврите.
• Они дают новым городам и ешивам названия на этом языке.
• Некоторые молодые харедим отправились служить в армию, для
чего были созданы специальные
подразделения и военные базы.
• Многие харедим после окончания ешивы проходят курсы профессиональной подготовки, что
позволяет им влиться в обще-израильский рынок труда.
• Хотя харедим по-прежнему не читают праздничные молитвы в День независимости Израиля,
некоторые из них считают этот день особой датой, когда Всевышний совершил для еврейского
народа небывалое чудо.
Харедим по-прежнему подвергаются суровой критике со стороны светского общества. Например,
вызывает возражения тот факт, что они не признают государственные суды, не работают и живут
за счет налогоплательщиков,
что государство финансирует их школы, в которых не учатся по
программам министерства просвещения. Но самая гневная критика раздается в адрес тех
ешиботников (учащихся ешив), которые по-прежнему не призываются в армию.
Однако, по мнению религиозных сионистов, в наши дни происходит интеграция харедим в израильское
общество. Этот процесс может занять несколько поколений, но в целом мы видим позитивные
перемены, которые помогут нашему народу с уверенностью вступить
в завтрашний день.
Заключение
Несмотря на все проблемы, стоящие перед религиозным сионизмом, это движение не сдает
своих
позиций и по-прежнему играет важную роль
в жизни израильского общества.