На этом уроке вы узнаете:
- Что такое "практический сионизм".
- Как появился ревизионистский сионизм.
- Кто такой Зеев Жаботинский.
- Что такое "Культурный сионизм" и "Лейбористский сионизм".
Теодор Герцль был политическим сионистом. Это означает, что он пытался убедить мировое
общественное мнение и видных политических деятелей в том,
что евреям необходимо иметь
свое независимое государство. Это государство будет считаться легитимным (законным),
если его одобрит международное законодательство. Лишь после этого евреи сумеют там поселиться
строить свою страну.
Все сионистские течения были согласны с Герцлем, что поддержка международного права -
необходимое условие для создания государства. Однако, многие полагали, что этого недостаточно.
Они настаивали на необходимости практических шагов, доказывающих, что евреи готовы к
независимому существованию.
Так стали возникать группы первопроходцев, задачей которых было селиться в Эрец-Исраэль, приобретать там землю, строить на ней поселки и деревни, заниматься сельским хозяйством, создавать медицинские и образовательные учреждения. Это течение получило название "Практический сионизм" (иначе – "Поселенческий сионизм").
Практический сионизм возник раньше политического - в 1882 году, с началом Первой алии.
Представители движений БИЛУ # и Ховевей Цион # приобрели участки земли, на которых были построены первые колонии – мошавот # . Колонисты переживали финансовые трудности, с которыми им вряд ли удалось справиться, если бы не щедрая поддержка еврейского филантропа # барона Ротшильда # .
Настоящий расцвет Практического сионизма пришелся на годы Второй алии
(1904-1914) # .
Первопроходцы этой волны алии сумели обрести настоящую экономическую независимость.
Представители Всемирной сионистской организации, такие как Артур Руппин #
и Иегошуа Ханкин # ,
сумели собрать средства и приобрести большие участки земли. Так появились новые поселки и кибуцы.
Представители Практического сионизма учредили Еврейское Агентство (Сохнут) # ,
которое управляло жизнью нового ишува – еврейского населения Эрец-Исраэль. После
провозглашения независимого Государства Израиль и до первых государственных выборов Сохнут
исполнял роль временного правительства страны. Во главе Сохнута стояли Давид Бен-Гурион # ,
Моше Шарет #
и
Голда Меир # ,
которые впоследствии стали премьер-министрами Израиля,
а также Ицхак Бен-Цви #
– его будущий президент.
Еврейское Агентство решало, где строить новые кибуцы, а это определяло границы будущего
государства. Агентство создавало банки, фонды здравоохранения и больницы, а также профсоюзные
организации. Так закладывалась основа экономики, медицины и трудового законодательства
зарождающегося государства.
Еврейское агентство основало военную организацию Хагана ("Оборона"), которая впоследствии
превратилась в Армию обороны Израиля. Хагана занималась подготовкой бойцов и приобретала
оружие, необходимое для защиты ишува.
Организации, созданные Практическим сионизмом, получили название "государство в пути".
Как вы считаете,
какое из течений было важнее – Практический или Политический сионизм?
Несмотря на то, что Практический сионизм занимался, главным образом, созданием новых поселений, его лидерам также приходилось решать и политические вопросы, то есть сотрудничать с правительством Великобритании, которая управляла Палестиной, начиная с 1917 года. Практический сионизм оставил после себя богатое наследие: множество крупных городов, а также небольших поселков, впоследствии ставших городами, таких как Афула, Бней-Брак и Раанана.
После провозглашения независимого Государство Израиль, бразды правления были переданы новому
правительству, а Еврейское агентство продолжило заниматься развитием молодой страны.
Не все участники сионистского движения полностью поддерживали деятельность практических сионистов.
К 1925 году стало ясно, что предпринимаемых ими мер недостаточно, и нужно изменить направление
работы. Так возник Ревизионистский сионизм во главе с Владимиром-Зеевом Жаботинским.
Жаботинский был ярким оратором, блестящим публицистом, писателем, философом и бойцом еврейской
самообороны. Он родился в Одессе в 1880 году,
в ассимилированной #
еврейской семье. Жаботинский получил юридическое образование, но занимался журналистикой.
Многие его статьи, посвященные теме сионизма, были подписаны псевдонимом "Альталена".
После Кишиневского погрома 1903 года #
Жаботинский создал отряд еврейской самообороны. "Лучше иметь оружие и не нуждаться в нем, чем нуждаться и не иметь", - сказал он.
Как вы думаете, чему Жаботинский хотел научить евреев России?
Жаботинский активно занимался распространением языка иврит среди русских евреев и был избран делегатом Шестого сионистского конгресса в 1903 году.
На конгрессе Жаботинскому стала очевидна ограниченность Политического сионизма, он яростно
сопротивлялся "плану Уганды" # ,
предложенному Герцлем, и был одним из делегатов, покинувших зал
в знак протеста. Жаботинский
полагал, что если султан Оттоманской империи #
запрещает евреям строить в Палестине свое государство, те должны с оружием в руках заставить
турок уйти из страны.
Возможность создания подобной армии представилась во время Первой мировой войны. Жаботинский
отправился на фронт в качестве военного корреспондента, и там встретился с Йосефом Трумпельдором # .
Вместе они сумели убедить правительство Британии сформировать Еврейский легион.
Еврейский легион действовал в составе британской армии и состоял
из евреев-добровольцев из
разных стран. Жаботинский также вступил
в Легион и участвовал в военных действиях британской
армии по освобождению Эрец-Исраэль от турецкого ига. Он получил звание лейтенанта и проявил
мужество и храбрость, за что был удостоен воинских наград, в том числе – почетного ордена
Британской империи.
После войны Британия получила мандат на управление Палестиной. Многие надеялись, что англичане выполнят обещание, провозглашенное Декларацией Бальфура # от 1917 года, создать национальный очаг еврейского народа на подмандатной территории. В этот период Владимир-Зеев Жаботинский, поселившийся в Палестине, начал создавать отряды еврейской самообороны и обучать бойцов владению оружием. В 1920 году, во время арабских беспорядков, он возглавил иерусалимское отделение Хаганы # , за что был арестован и приговорен англичанами к 15 годам каторжных работ. Общественное возмущение, вызванное приговором, заставило британские власти освободить Жаботинского.
Вскоре Жаботинский пришел к убеждению, что полагаться на Британию в решении вопроса о
создании еврейского государства не следует.
Он заявил, что ишув должен провозгласить
независимое государство, и, если потребуется, выставить англичан из страны. Лидеры ишува
отвергли такой вариант решения проблемы, и в 1922 году Зеев Жаботинский покинул исполнительный
комитет Всемирной сионистской организации.
В 1925 году он создал Союз сионистов-ревизионистов. Жаботинский считал, что сионизм нуждается в "ревизии", то есть в пересмотре своих основных идей. Он полагал, что ситуация требует занять более жесткую позицию по отношению к властям британского мандата, что на Британию следует оказывать постоянное давление. Евреи должны выходить на демонстрации и требовать создания независимого государства как на Западном, так и на Восточном берегу Иордана. Лидеры ишува должны отправлять петиции в адрес британского правительства и заниматься подготовкой отрядов еврейской самообороны, тренировать новых бойцов и закупать оружие.
Деятельность ревизионистов породила жаркие споры внутри Всемирной сионистской организации. Началось обсуждение ближайших целей и задач сионизма. Жаботинский призвал молодых евреев диаспоры совершать алию в Эрец-Исраэль и вступать в созданную им военную организацию Иргун цваи леуми (Национальная военная организация), сокращенно – ЭЦЕЛ или просто Иргун # . Он также основал молодежную сионистскую организацию Бейтар.
Жаботинский много путешествовал по Европе и выступал перед еврейскими общинами с пропагандой
своих идей. Он предвидел наступление времен, когда его соплеменникам будет грозить смертельная
опасность, и убеждал их переселяться в Эрец-Исраэль если не из сионистских убеждений, то хотя
бы ради спасения жизни.
В 1938 году он обратился к евреям Польши со страстным воззванием:
"Вот уже ТРИ года, как я взываю к вам, венец мирового еврейства, польские евреи. Я снова и
снова предостерегаю вас: катастрофа надвигается. За эти три года я состарился и поседел, мое
сердце истекает кровью за вас, дорогие братья и сестры. Неужели вы не видите, что сидите на
вулкане, который вот-вот проснется и зальет вас потоком всепожирающей лавы? Видно, вы не
замечаете этого, погруженные
в каждодневные заботы.
Однако, сегодня я требую, чтобы мне
поверили! Вы же знаете, что мои предсказания уже не раз сбывались. Если я лгу, тогда изгоните
меня из своей среды! Но если вы мне доверяете, прислушайтесь к моим словам, пока не поздно.
Именем Бога заклинаю вас! Каждый, кто может спастись, пусть спасется, пока есть время, а
его уже почти не осталось.
И еще говорю я вам сегодня, в день Девятого ава # :
те из вас, кто избегнет катастрофы, доживут до возвышенного мига, подобного великой еврейской
свадьбе – возрождения и подъема нашего государства. Я не знаю, посчастливится ли мне увидеть
это своими глазами, но мой сын увидит! Я верю: завтра взойдет солнце!"
Жаботинский обращался с подобными предупреждениями к евреям Польши и других стран Восточной
Европы. Как вы думаете, каков был бы ход истории, если бы они прислушались к нему?
Пока Жаботинский находился в Европе, англичане, считая что он представляет для них опасность, запретили ему въезд в Палестину. Так, Жаботинский был вынужден окончить жизнь на чужбине, вдали от горячо любимой им страны.
4 августа 1940 года, во время посещения нью-йоркского отделения организации Бейтар, Жаботинский
скончался от обширного инфаркта. Согласно завещанию, его могли похоронить в Эрец-Исраэль
только
с согласия правительства независимого еврейского государства.
Из-за глубоких идеологических разногласий между лидером ревизионизма и израильским правительством, состоявшим из практических сионистов, воля покойного не была исполнена до 1964 года. Только тогда останки Жаботинского и его жены Иоанны были перезахоронены на горе Герцля.
При жизни многие идеи Жаботинского считались сомнительными, но сегодня ясно, что он обладал поистине пророческим видением, намного опередившим время. Лидеры ишува в конце концов осознали, что им придется вступить в вооруженную борьбу с англичанами, и тогда ЭЦЕЛ и Хагана стали планировать совместные военные операции.
Сегодня роль Жаботинского в создании еврейского государства общепризнана. Многие улицы и общественные организации страны носят его имя.
Наследие Жаботинского
• Союз сионистов-ревизионистов - организация, созданная Жаботинским, примкнула к Всемирной
сионистской организации в 1942 году. Причиной тому стала Вторая мировая война: ради спасения
еврейского народа необходимо было объединиться. Кроме того, к этому моменту стало окончательно
ясно, что англичане не исполняют данных ими обещаний. Объединение с ревизионистским движением
делало борьбу за свержение власти британского мандата более эффективной.
• ЭЦЕЛ предпринял ряд вооруженных нападений на англичан, чтобы заставить их покинуть Палестину.
Британское правительство, придя
к убеждению, что оно не может больше управлять страной,
решило не продлевать мандат на управление этой территорией. После провозглашения независимого
Государства Израиль ЭЦЕЛ перестал существовать как самостоятельная организация: его бойцы
стали бойцами Армии обороны Израиля.
• Бейтар, молодежное движение, созданное Жаботинским, существует до сих пор. Его членами были
такие видные политики, как Менахем Бегин, Ицхак Шамир и Эхуд Ольмерт. Бейтар сыграл выдающуюся
роль в поддержке борьбы советских евреев за выезд из СССР.
• Последователи Жаботинского основали партию Херут (Свобода), которая затем сформировала Ликуд –
союз правых движений и партий. Сегодня это ведущая политическая сила Государства Израиль.
Кроме Политического, Практического и Ревизионистского сионизма существовал
еще ряд сионистских движений.
Культурный сионизм во главе с Ахад а-Амом # видел основную проблему еврейского народа в том, что многие евреи отвергли наследие своих предков. Последователи этого течения считали, что все нерелигиозные движения сионизма не создали альтернативы утраченной религиозной идентификации # .
Ахад а-Ам был убежден, что для спасения народа одного переселения
в Эрец-Исраэль недостаточно:
необходимо возродить язык и создать культурную среду на иврите. Возрождение иврита стало
сутью идеологии Культурного сионизма, поэтому именно представители этого течения убеждали
Всемирный сионистский конгресс принять иврит в качестве основного языка будущего государства.
Еще одна группа сионистов называлась Лейбористский (трудовой) сионизм. Это были представители социалистических движений # . Во главе Лейбористского сионизма стоял мыслитель и писатель А.-Д. Гордон # , полагавший, что основой жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль должен стать физический труд на земле.
Цель сионизма – пробудить землю от многовекового сна. Сионисты-лейбористы были убеждены, что существует глубочайшая духовная связь между народом и его землей. Утрата этой связи – источник всех бед еврейского народа. Обрабатывая землю, евреи не только вернут ей плодородие, но и возродят свою былую мощь, пробудят к жизни дух древних евреев-земледельцев. В стране Израиля родится "новый еврей", и только он сумеет вернуть независимое государство.
Представителей всех этих движений объединяла любовь к своему народу и желание добиться для
него независимости на исторической родине. Кроме того, все они были секулярными, то есть
нерелигиозными. Поэтому, несмотря на разногласия и споры,
разнообразные сионистские течения
могли объединиться
перед лицом внешней опасности.
На следующем уроке мы поговорим о принципиально ином подходе
к сионизму – о Религиозном сионизме.
ВЛАДИМИР-ЗЕЕВ ЖАБОТИНСКИЙ -
ЯРКИЙ ОРАТОР,
БЛЕСТЯЩИЙ ПУБЛИЦИСТ,
ФИЛОСОФ И БОЕЦ
ЖАБОТИНСКИЙ МНОГО ВЫСТУПАЛ ПЕРЕД ЕВРЕЙСКИМИ ОБЩИНАМИ
С ПРОПАГАНДОЙ
СВОИХ ИДЕЙ