Святая земля и сионизм

Моше Абелец

Урок 1

Истоки
сионизма

Урок 2

Основные
течения
сионизма

Урок 3

Религиозный
сионизм

Урок 4

Проблемы
религиозного
сионизма



Религиозный сионизм


Как уже было сказано выше, евреи две тысячи лет мечтали о возвращении в Сион, то есть в Страну Израиля. Но большая их часть считала, что это произойдет только после пришествия Машиаха (Мессии), а до тех пор остается лишь верить и молиться.

Поскольку Герцль и большинство его последователей были светскими людьми, и, более того, хотели заменить иудаизм идеологией сионизма, верующие евреи относились к ним с большим недоверием.

Однако нашлись раввины, которые придерживались иного мнения. Более того, некоторые еврейские религиозные мыслители, поддержавшие идею возвращения в Сион, сделали это на шестьдесят лет раньше Герцля.



Одним из таких мыслителей был сефардский раввин Иегуда Алкалай (1798-1878) # . Еще в 1840 году он писал, что евреи должны активно приближать Избавление # путем переселения в Эрец-Исраэль и возрождения иврита как национального языка.

Рав Иегуда Алкалай путешествовал по Европе, уговаривая евреев создать банк, который сможет финансировать возрождение еврейских городов и поселков в Эрец-Исраэль. Он выступал с речами перед общинами, доказывая, что возвращение евреев в землю предков может и должно предварить приход Машиаха. А когда раву Алкалаю исполнилось 76 лет, он и сам предпринял нелегкое путешествие и совершил алию.




Рав Цви Калишер и рав Иегуда Алкалай


В 1862 году другой известный раввин выступил с заявлением, что евреям не следует сидеть сложа руки и ждать Избавления. Это был рав Цви Калишер из Германии. Он считал, что его соплеменники должны сами вернуть себе утраченную родину. Вот что он писал:



"Оставьте распространенное мнение, будто Машиах внезапно протрубит в великий шофар # , от звуков которого вострепещут все обитатели земли. Наоборот, Избавление произойдет оттого, что мы добьемся поддержки филантропов и согласия народов на возвращение рассеянных по миру сынов Израиля в Святую Землю".

Как рабби Алкалай и рабби Калишер понимали роль Бога и людей в процессе Избавления еврейского народа и пришествия в мир Машиаха?



Вдохновленные идеями этих религиозных лидеров, некоторые евреи начали переселяться в Эрец-Исраэль. Одна из первых сионистских групп, Ховевей Цион (любящие Сион), состояла из верующих евреев.



Однако, идеи рава Калишера и рава Алкалая намного опередили свое время и не встретили понимания большинства народа. Еврейская религиозная жизнь в Европе переживала период относительного расцвета.

Многие считали, что мечта ускорить пришествие Машиаха оторвана от реальности, и ей так и суждено остаться мечтой. Большая часть религиозных евреев восприняла идеи сионизма лишь тогда, когда их светские соплеменники доказали, что мечта вот-вот станет явью.



Тем не менее, со временем появились и другие выдающиеся представители религиозного сионизма, например основатель движения "Мизрахи" рав Ицхак-Яаков Рейнес, который участвовал во Всемирных сионистских конгрессах, или глава знаменитой Воложинской # ешивы рав. Нафтали-Цви-Иегуда Берлин.




рав Нафтали-Цви-Иегуда Берлин (Нацив) и рав Ицхак-Яаков Рейнес


Это были признанные знатоки Торы, и их мнение вызывало доверие членов еврейских общин.

Но самым известным лидером религиозного сионизма был и остается рав Авраам-Ицхак а-Коэн Кук.

Рав Авраам-Ицхак а-Коэн Кук



Рав Кук родился в Латвии в 1865 году. Еще в детстве он заслужил репутацию илуя – так называют людей, обладающих необычными способностями к изучению Торы. Будущего раввина приняли в Воложинскую ешиву, которой в то время руководил сам Нацив. Рав Кук приобрел выдающиеся познания в Талмуде # , Галахе # , агаде # и каббале # .



Кроме того, он был поэтом и философом. Рано прославившись мудростью и ученостью, рав Кук занял свою первую раввинскую должность в возрасте 23 лет.



Рав Кук не просто учил народ сионизму. Он верил в святость стремления к Сиону, сравнивая участников сионистского движения со строителями Храма. Возрождение иврита, воссоздание страны и пробуждение народа от долгого сна – все это с точки зрения рава Кука было ни чем иным, как духовной работой. Хотя он знал, что большая часть сионистов – не религиозные люди, он подчеркивал позитивную, созидательную сторону их идеологии. Рав Кук выделял заповеди, исполняемые сионистами, а не их прегрешения.



Рав Кук писал:
"Истинные праведники!
Не жалуйтесь на зло, творите благо,
не жалуйтесь на безверие, укрепляйте веру,
не жалуйтесь на невежество, умножайте мудрость".



Объясните приведенную выше цитату из рава Кука. Что он имел в виду?



Рав Кук утверждал, что религиозные евреи должны не просто поддержать сионизм, но бороться за осуществление его идеалов бок о бок со светскими евреями. Ведь они, по словам рава Кука, осуществляли Божественную волю даже помимо своего желания. Они первыми вступили на путь Избавления.



Когда рав Кук стал главным раввином Яффы, он взял на себя заботу не только о синагогах и ешивах города, но и о духовной жизни окрестных кибуцев и мошавов.

Он писал:
"Эти две общины (религиозная и светская) связаны между собой нерасторжимыми узами. Они связаны, как тело и душа, которые вместе составляют человека – живого, дышащего, творящего и созидающего. Старая община во всей красе святости и благородной старости освещает сияющими лучами жизнь новой общины. А новая община в обиталищах отрочества, в блеске юной росы и молодого бунтарства готова пробудить сердце и укрепить руки старой общины… когда они соединятся вместе, свершится возрождение Израиля."

Какую идею рав Кук хотел донести до еврейского народа в этом послании?



Рав Кук часто посещал кибуцы и трудился бок о бок с халуцим # в полях и на фермах. Однажды он и его спутники были вынуждены обедать отдельно от кибуцников, потому что в кибуце не было кошерной кухни. Раввин был очень расстроен этим, поэтому он обратился к членам кибуца с такой речью:



"Дорогие братья! Пожалуйста, приблизьтесь к нам. Пришло время сближения старой и новой общин. Слишком долго они были разделены и ненавидели друг друга. Посмотрите на нас, сынов старой общины. Вот мы стоим перед вами в капотах, в штраймлах #, с пейсами и бородами. Мы проделали долгий путь, чтобы прийти к вам и с любовью обнять вас. Но, дорогие братья, и вы должны сделать шаг нам навстречу. Вы должны стать ближе к нам и хранить все то, что наш народ хранил во время долгого изгнания".

Сказав так, рабби запел и пустился в пляс, а кибуцники обняли его и стали танцевать вместе с ним.

Кадиш Луз, член нерелигиозного кибуца, куда часто приезжал рав Кук, рассказывал: "Когда мы видели рава Кука, нам казалось, будто сгусток огня сошел с горы Синай # и движется в нашу сторону".



После того, как рав Кук занял должность главного раввина Иерусалима, он стал работать над созданием главного раввината Израиля. Он настаивал на том, чтобы светские евреи не просто приняли участие в учреждении главного раввината, но и выбирали бы его главу. Он заявил, что главный раввин будет духовным лидером всех евреев, а не только религиозных.




Рав Кук на улицах Иерусалима (с британским верховным коммисаром Г.Самуэлем)


В качестве почетного гостя рав Кук присутствовал на открытии Еврейского университета в Иерусалиме. Он верил, что наука не является прерогативой светских людей, потому что накопление знаний о физическом мире есть осуществление Божественной воли. Он считал, что еврей может принять активное участие в жизни общества, только приобретя всестороннее образование. Сам рав Кук изучал не только Тору, но и философию.




Выступление рава Кука на открытии Еврейского университета в Иерусалиме


Когда же рав Кук открыл в Иерусалиме ешиву Мерказ а-Рав, он включил в ее программу общеобразовательные дисциплины. Он также добился, чтобы преподавание велось на иврите, а не на идише.



Однажды, когда рав Кук был в Америке, во время одной из встреч он попытался уговорить еврея оставить налаженную жизнь и совершить алию.




Рав Кук в Нью-Йорке


"Я обязательно сделаю это, - сказал еврей, - если на то будет Божья воля".
"На это уже есть Божья воля, - отвечал рав Кук, - ведь это – Божественная заповедь. Вопрос не в том, хочет ли Бог, вопрос в том, хочешь ли ты".



Талмуд (Ктубот, 112а) рассказывает, что, приехав в Эрец-Исраэль, Рабби Абба распростерся на земле и стал целовать камни.


"Почему он целовал камни, а не деревья? – спросил рав Кук, - потому что, если бы он целовал деревья, мы могли бы подумать, что это из-за пользы, которую они приносят, ведь они дают нам плоды. Но даже безжизненные камни Страны Израиля святы и достойны того, чтобы их целовали".

И в самом деле, до сегодняшнего дня евреи, впервые ступившие на родную землю, с благоговением целуют ее камни.





Рав А.-И. Кук в Лондоне

Первая мировая война застала рава Кука в Швейцарии, где он участвовал в международной конференции раввинов. Поскольку англичане закрыли въезд в Палестину, ему ничего не оставалось, как принять предложение возглавить одну из еврейских общин Лондона. Рабби занимал эту должность в течение трех лет.



Эти три года сыграли поворотную роль в истории сионистского движения. Англия воевала с Турцией за контроль над Палестиной, а британские политики активно обсуждали вопрос о признании Эрец-Исраэль в качестве исторической родины еврейского народа. Целый ряд влиятельных евреев Англии выступили против сионизма и отправили письмо в парламент, заявив от имени евреев Великобритании, что не желают возвращения в Эрец-Исраэль.

Узнав об этом, рав Кук написал другое письмо, в котором подчеркнул глубокую связь между народом Израиля и его землей. Главы всех еврейских общин Британии поставили свою подпись под этим посланием. Письмо рава Кука получило широкую огласку в британской прессе. Оно также было представлено на одном из заседаний парламента как мнение британского еврейства по вопросу о Палестине. Вскоре правительство Великобритании выступило с Декларацией Бальфура, признававшей Эрец-Исраэль в качестве исторической родины еврейского народа.



После окончания Первой мировой войны рав Кук снова вернулся в Эрец-Исраэль.

Рав Кук любил всех евреев без исключения, но не все любили и поддерживали его сионистские убеждения. Находились богобоязненные евреи, считавшие его вероотступником из-за того, что он поощрял изучение наук, вдохновлял халуцим и других светских евреев. Именно преданные Торе и заповедям люди подвергали мудреца Торы публичным нападкам и оскорблениям.

Однажды группа ортодоксальных экстремистов облила рава Кука помоями. На следующий день к нему явился адвокат и посоветовал подать на них в суд, обещая раввину юридическую защиту. Рав Кук ответил: "Меня не интересуют судебные разбирательства. Несмотря на то, что они сделали, я все же люблю их. Я готов расцеловать их, так велика моя любовь. Любовь к каждому еврею пылает во мне".



Рав Кук скончался 1 сентября 1935 года и был похоронен на Масличной горе # . Тысячи людей пришли проводить мудреца в последний путь.





Он оставил грядущим поколениям многочисленные труды, посвященные Торе и философии.

По просьбе рава Кука на обелиске над его могилой была высечена дата его прибытия в Эрец-Исраэль – 28-е ияра. Именно в этот день в 1967 году был освобожден Иерусалим, и с тех пор 28-е ияра – День Иерусалима – является государственным праздником Израиля.



В наши дни последователи рава Кука – религиозные сионисты – считают образование Государства Израиль результатом Божественного провидения и исполнением обетования # .


Почему?



Давайте рассмотрим некоторые Божественные обещания (обетования) и то, как они воплотились в жизнь после образования Государства Израиль.

1. Возвращение изгнанников קיבוץ גלויות



Евреи были изгнаны из своей страны и рассеяны среди множества народов. Так продолжалось две тысячи лет. Но Бог обещал, что снова соберет их в Стране Израиля:

ג וְשָׁב יְהוָה אֱלֹהֶיךָ אֶת-שְׁבוּתְךָ, וְרִחֲמֶךָ; וְשָׁב, וְקִבֶּצְךָ מִכָּל-הָעַמִּים, אֲשֶׁר הֱפִיצְךָ יְהוָה אֱלֹהֶיךָ, שָׁמָּה.... וֶהֱבִיאֲךָ יְהוָה אֱלֹהֶיךָ, אֶל-הָאָרֶץ אֲשֶׁר-יָרְשׁוּ אֲבֹתֶיךָ—



И вернет Господь Бог твой твоих пленников, и сжалится над тобой. И вернет, и соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Господь Бог твой. …И приведет тебя Господь Бог твой в землю, которую унаследовали твои предки…"

Дварим, 30: 3-6



В 1900 году еврейское население Эрец-Исраэль составляло лишь 80 тысяч - менее одного процента мирового еврейства. Согласно переписи 2011 года, в Израиле проживает 5,9 миллионов евреев - больше, чем в любой другой стране мира. Религиозный сионизм рассматривает эти цифры как осуществление обетования.




Важно отметить, что история не знает другого случая массового возвращения народа в страну своих предков после двух тысяч лет изгнания. Религиозные сионисты считают, что это беспрецедентное событие не могло произойти без Божественного вмешательства.

2. Возрождение земли


В течение 2 тысяч лет Страна Израиля оставалась сухой, бесплодной и безжизненной. Однако в Талмуде говорится, что однажды она снова станет густонаселенной, плодородной и процветающей.

"Сказал рабби Абба: нет более ясного знака Избавления, чем то, что написано (в Торе):
"Что до вас, о горы Израиля, то вы произрастите ветви и принесете плоды для народа Моего, Израиля, ибо близится его возвращение (Иехезкель, 36:8-11)"

Комментарий Раши на Сангедрин, 98а



Эти древние книги говорят о том, что плодородие Страны Израиля - свидетельство окончания скитаний еврейского народа.




И действительно, прирост сельскохозяйственной продукции Израиля составляет в среднем 3,3 миллиарда долларов в год. Земля, еще недавно сухая и бесплодная, цветет от севера до юга, во исполнение древнего пророчества.

3. Военные победы

С военной точки зрения нет никакого рационального объяснения тому, что Израиль победил в Войне за независимость # и во всех последующих войнах. В 1948 году Израиль подвергся нападению пяти арабских стран. Вооруженные силы этих стран имели численное превосходство над новорожденной армией еврейского государства и были лучше оснащены. Все военные аналитики той эпохи в один голос предсказывали Израилю скорый конец. Однако, еврейское государство не только выстояло, но и переживает экономический расцвет.

Посмотрите на таблицу соотношения сил в канун Шестидневной войны 1967 года.



Войну пришлось вести с Сирией, Иорданией и Египтом. Армии этих стран не просто потерпели поражение – победа Израиля была молниеносной. Война продолжалась только 6 дней.



Религиозные сионисты видят в этой победе исполнение обещания Торы:

וְרָדְפוּ מִכֶּם חֲמִשָּׁה מֵאָה, וּמֵאָה מִכֶּם רְבָבָה יִרְדֹּפוּ; וְנָפְלוּ אֹיְבֵיכֶם לִפְנֵיכֶם, לֶחָרֶב.



Пятеро из вас будут преследовать сотню, и сотня из вас будет преследовать десять тысяч, и падут враги ваши перед вами.

Ваикра, 26:8



4. Другие достижения Израиля

Религиозные сионисты утверждают, что другие достижения Израиля, например, возрождение иврита, тоже являются осуществлением обетования, данного Богом.



Даже старики, сидящие на скамейках в парке, или дети, играющие на улицах Иерусалима, представляют собой сбывшееся пророчество:




כֹּה אָמַר, יְהוָה צְבָאוֹת, עֹד יֵשְׁבוּ זְקֵנִים וּזְקֵנוֹת, בִּרְחֹבוֹת יְרוּשָׁלִָם; ֹ, . וּרְחֹבוֹת הָעִיר יִמָּלְאוּ, יְלָדִים וִילָדוֹת, מְשַׂחֲקִים, בִּרְחֹבֹתֶיהָ.



Так сказал Господь Воинств: еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима, и площади города наполнятся мальчиками и девочками, играющими на улице.

Захария, 8:4-5



Вот почему для религиозных сионистов День независимости Израиля – не только государственный, но и религиозный праздник. Во время богослужения Дня независимости они произносят Алель # – молитву, которую обычно читают во время религиозных праздников.





С точки зрения религиозных сионистов, нельзя не заметить, что Божественное провидение оказывает влияние на историю, и нужно благодарить Всевышнего за эту милость.

Что принесло Израилю военные победы и благоденствие – Божья воля или усилия людей?



Религиозные сионисты считают, что победы Израиля и все его достижения – заслуга Всевышнего, но они также по достоинству оценивают усилия людей – политиков, военных, ученых и обычных тружеников. Без их упорного труда и самопожертвования никакие чудеса не изменили бы хода нашей истории.



Для религиозного сиониста служба в Армии обороны Израиля – не просто почетная обязанность гражданина, это мицва, его религиозный долг. Религиозные сионисты с честью представляют свои семьи и общины во всех боевых частях израильской армии.



Кроме того, нет такой сферы израильской жизни и экономики, где не участвовали бы представители этого течения. Среди них есть врачи, ученые, инженеры, педагоги, юристы, государственные и общественные деятели.


1. Конгрессмен, спикер Кнессета Йоэль (Юлий) Эдельштейн 2. Нобелевский лауреат, профессор Исраель (Роберт) Ауманн 3. Генеральный Инспектор Полиции Израиля Рони Альшейх 4. Доктор Хана Катан, старший гинеколог иерусалимского медицинского центра «Шаарей Цедек»



Заселение Страны Израиля – это тоже мицва, и поэтому религиозные сионисты создают все новые и новые города и поселки. В стране насчитывается 21 религиозный кибуц.

Религиозные сионисты селятся там не только для того, чтобы обеспечить себя жильем и работой, но также во исполнение заповедей Торы, связанных с сельским хозяйством, и ради освоения земли. Они часто живут в отдаленных, малонаселенных или попросту опасных районах, чтобы обеспечить еврейское присутствие на всей территории страны.



Но является ли сегодняшний Израиль воплощением всех мечтаний и упований еврейского народа? О такой ли стране молились наши предки в долгие годы изгнания? И да, и нет.



"Рабби Хия Рува и рабби Шимон бар Халафта шли по долине Арбель, когда занимался рассвет. Они заметили первые лучи утренней звезды. Сказал рабби Хия Рува рабби Шимону бар Халафта: "Таково и Избавление Израиля. Сначала оно еле заметно, но, чем выше восходит, тем ярче светит".

Талмуд Иерушалми, Йома, 14а, гл. 3, галаха 2


Как вы думаете, Как религиозные сионисты толкуют слова рабби Хии?



Безусловно, религиозные сионисты видят в провозглашении Государства Израиль и больших волнах алии начало мессианского процесса – исторического процесса, который в итоге приведет к приходу Машиаха. Но этот процесс еще не завершен. В молитве о благополучии Государства Израиль они называют его "рассветом нашего Избавления".



Это только рассвет – начало нового дня, и впереди еще долгий путь.







На предыдущем уроке мы рассмотрели различные течения сионизма,
а именно: политический, практический, ревизионистский
и культурный.

На этом уроке
вы познакомитесь
с идеями
Религиозного
сионизма.

Вы узнаете,
как он возник
и как представлял
себе будущее
еврейское
государство;
познакомитесь
с равом Авраамом-Ицхаком Куком.




Знаете ли
вы?



Некоторые кибуцы названы именами основателей религиозно-сионистского движения.

Например,
кибуц Тират-Цви
назван в честь
рабби Цви Калишера,
кибуц Ейн а-Нацив –
в честь
рабби
Нафтали-Цви-Иегуды
Берлина,
прозванного Нацив.
А кибуц Сдэ-Элиягу –
в честь своего основателя, религиозно-сионистского
лидера – рабби
Элиягу Гутмахера.





РАВ
АВРААМ-ИЦХАК А-КОЭН КУК -
ОДИН ИЗ САМЫХ
ВЫДАЮЩИХСЯ
ЕВРЕЙСКИХ
РЕЛИГИОЗНЫХ
АВТОРИТЕТОВ 20 ВЕКА



Задание 3-1

Задание 3-2

Задание 3-3