С 1800 по 1948 год тысячи евреев боролись за то, чтобы в Эрец-Исраэль возникло еврейское
государство. Эти общественные деятели называли себя "сионистами".
Что же такое сионизм?
Где и как он возник?
И существует ли он в наши дни?
На этом уроке мы обсудим происхождение названия "сионизм", истоки движения, узнаем, что
такое "дело Дрейфуса" и какое влияние оно оказало на зарождавшееся сионистское движение,
а также познакомимся с Теодором Герцлем.
Корень этого слова – "Сион". Так называется один из холмов, на которых стоит Иерусалим.
ТАНАХ (Библия) часто называет Сионом весь Иерусалим, а иногда –
и всю Страну Израиля.
С помощью суффикса "изм" образуются слова, означающие названия общественных течений и учений.
Иудаизм – название религиозного учения, т.е. еврейской религии.
Социализм – течение,
предполагающее, что общество должно основываться на равенстве всех его членов.
Какие еще "измы" вам известны?
Итак, "сионизм" – это стремление к Сиону, то есть вера в право еврейского народа строить и
сохранять свое государство в Сионе – Стране Израиля.
Разделяете ли вы эту точку зрения?
Зарождение современного сионизма связывают с именем Теодора Герцля, потому что именно
он был инициатором созыва Первого сионистского конгресса в 1897 году. Однако, на самом деле
стремление
к Сиону было присуще еврейскому народу с первых дней его истории.
Почти четыре тысячи лет назад Бог сказал Аврааму:
Твоему потомству Я дам эту землю.
С тех пор евреи стали считать Эрец-Исраэль своей родиной. Для многих из них сионизм начинается с праотца Авраама.
Первое еврейское государство
Самое раннее еврейское государство основал еще Иегошуа бин Нун # .
Это случилось через 440 лет после того, как Всевышний обратился к Аврааму. Первое
государство просуществовало восемьсот лет, а затем его покорил Вавилон и увел значительную
часть евреев в Вавилонское пленение # .
Второе еврейское государство
Вавилонское пленение продолжалось семьдесят лет. Затем евреи вернулись в Эрец-Исраэль и
вновь создали там свое государство. Оно простояло семьсот лет,
а затем пало под натиском
Римской империи. В результате поражения в войнах против Рима значительная часть евреев вновь
была изгнана из Эрец-Исраэль.
Это изгнание было долгим и трудным, оно продолжалось почти две тысячи лет. Евреи скитались из страны в страну, их изгоняли и уничтожали, а они пытались обрести пристанище на новом месте и уберечься от преследований. Где бы они ни находились, они всегда молились и мечтали о возвращении в Сион, но в те времена никто не называл их сионистами.
Именно поэтому считается, что сионизм – не новое явление. Евреи всегда верили в свое право
вернуться на историческую родину и создать там государство. По большей части это была всего
лишь мечта, абстрактная идея, осуществление которой не казалось реальным.
Так продолжалось
до тех пор, пока не появился Теодор
Герцль.
Теодор Герцль родился в 1860 году в Венгрии и вырос в Австрии. Он рос
в ассимилированной #
среде, не получил еврейского воспитания и не был религиозным человеком. К тридцати годам
он успел защитить диссертацию
по юриспруденции, однако, работал журналистом.
Герцль был парижским корреспондентом одной из европейских газет. Именно
во Франции произошло
событие, навсегда изменившее жизнь Герцля и судьбу еврейского народа. Этим событием стало
дело Дрейфуса # .
Капитан Альфред Дрейфус (1859-1935) был единственным офицером-евреем в Генеральном штабе
французской армии. В 1894 году он предстал перед судом по ложному обвинению в государственной
измене. Его обвинили в шпионаже в пользу Германии.
Все улики были сфабрикованы, чтобы укрыть от суда настоящего шпиона – высокопоставленного
офицера из знатной семьи.
Герцль был глубоко потрясен не только несправедливостью судебного решения,
но и энтузиазмом,
с которым народ его воспринял. Огромная толпа, собравшаяся
у здания, где проходил процесс,
скандировала: "Смерть евреям!"
И это происходило во Франции – стране, которая первой в мире выбрала для себя идеалом "свободу,
равенство и братство", а также равноправие евреев. Герцль записал в своем дневнике: "В Париже…
я осознал всю тщетность попыток "побороть" антисемитизм. Евреи обретут мир, лишь если сумеют
взять свою судьбу в собственные руки и не станут полагаться на милость других народов".
Так началась борьба за национальное государство для еврейского народа. Герцль посвятил этому остаток дней – а жить ему оставалось всего десять лет. Он ушел из жизни в сорок четыре года, но поразительно, сколько он успел сделать в это последнее десятилетие.
Прежде всего, Герцль решил убедить самих евреев в том, что они нуждаются в собственном государстве.
Далее было необходимо убедить в этом весь мир и доказать, что такое государство можно построить.
В 1896 году Герцль написал книгу Der Judenstadt – "Еврейское государство". В этом труде он
доказывал, что еврейское государство необходимо и возможно. Вокруг Герцля собралась большая
группа единомышленников, что позволило созвать Сионистский конгресс – своего рода еврейский
парламент. Было решено регулярно проводить заседания Конгресса, чтобы воплощать в жизнь
сионистские идеи и строить государство для евреев.
Первый Сионистский конгресс собрался в Базеле (Швейцария) в 1897 году. Герцль сказал: "В Базеле
я основал еврейское государство. Если сейчас я заявлю об этом во всеуслышание, меня подвергнут
всеобщему осмеянию. Но через пять лет, и, уж точно, через пятьдесят, все узнают об этом государстве".
Герцля часто называют современным пророком.
Как вы думаете, почему?
Затем Герцлю удалось встретится с целым рядом выдающихся политических деятелей того времени,
чтобы убедить их в правильности сионистской идеи. Он надеялся, что они сумеют повлиять на
турецкого султана. В то время Эрец-Исраэль находилась под властью Турции, и от султана зависело,
сумеют ли евреи селиться на своей исторической родине и создавать там государство. Герцль
добился приема у султана Оттоманской (турецкой) империи, немецкого кайзера, короля Великобритании,
Римского папы и государственных деятелей разных стран. Он также встретился с известными
еврейскими банкирами и финансистами, убеждая их жертвовать деньги на создание новых поселений
в Эрец-Исраэль.
В 1902 году Герцль написал вторую книгу, которая носила название Altneuland – "Старая новая земля".
Это роман, герой которого, молодой еврей, путешествует по Эрец-Исраэль. Герцль воспользовался
этим сюжетом, чтобы показать, как евреи преобразят свою древнюю родину, которая в то время
была отсталой и бедной страной, и превратят ее в цветущее государство. Самая известная цитата из этой книги:
Стоит захотеть, и сказка станет былью.
А вы как думаете?
Герцль считал, что деловым и промышленным центром "старой новой земли" станет Хайфа.
В действительности Тель-Авив, который в те времена еще не был построен, занял место,
отведенное Хайфе в пророчестве Герцля. Герцль также писал, что в Иерусалиме будет возведен
Третий Храм, и еврейское государство не будет нуждаться в армии, потому что его провозглашение
откроет эру всеобщего мира. Он также считал, что мусульманские соседи будут приветствовать
создание еврейского государства, так как оно поможет им модернизировать жизнь арабской деревни.
Как вы думаете, гордился бы Герцль современным государством Израиль, несмотря на то, что не все его мечты воплотились в жизнь? Обсудите в классе.
Где будет находиться еврейское государство?
Большинство сионистов не сомневались в том, что еврейское государство должно находиться в
Палестине – так древние римляне назвали Эрец-Исраэль примерно две тысячи лет назад. Но в
начале 20-го века Палестина находилась под властью Оттоманской империи, основной религией
которой был ислам. Как уже было сказано, Герцль встретился с рядом политических деятелей
Европы, чтобы убедить их оказать давление на турецкого султана. И действительно, многие
европейские политики отнеслись к идее с пониманием, но это не помогло. Султан был непреклонен,
и Герцль понял, что пока Палестина находится под управлением Турции, никакого еврейского государства там не будет.
В это самое время в Российской империи сложилась ситуация, требовавшая немедленного решения # . Печально известный Кишиневский погром # 1903 года показал, что евреям России и Восточной Европы срочно требуется национальный очаг, и Герцль решил создать его там, где это представлялось возможным.
На Шестом сионистском конгрессе в 1903 году он объявил, что провел переговоры с представителями
британского правительства, и те готовы создать еврейское государство в Уганде – африканской
стране, которая в то время была колонией Англии.
"План Уганды" вызвал взрыв возмущения среди делегатов конгресса. Герцль объяснил, что это
лишь временное решение, призванное спасти русских евреев. Он поднял правую руку и провозгласил:
"Если я забуду тебя, о Иерусалим, пусть забудет меня десница моя!" #
"План Уганды" чуть не привел к расколу в сионистском движении. Как ни странно, делегаты от России, где евреи больше всего страдали от антисемитизма # и погромов, горячо возражали против разного рода "временных решений". Они заявили, что, несмотря на тяжелое положение, не откажутся от мечты о стране праотцов.
Делегаты заявили, что цель еврейского государства не сводится к созданию убежища для
преследуемых евреев. Если бы евреи просто хотели избавиться от гонений, они могли бы
эмигрировать в любую страну, готовую их принять. Еврейское государство – это место, где
еврейский народ
осуществит духовное возрождение. Делегаты верили, что
не только евреи сумеют
освободить свою историческую
родину, но и она, в свою очередь, поможет им стать свободным
народом. В древней стране родится гордый "новый еврей",
отважный и сильный, способный держать
оружие в руках и
трудиться на своей земле.
Русская делегация отказалась даже обсуждать "план Уганды".
Она в полном составе покинула зал.
Сионистский конгресс постановил создать специальный комитет, который взвесит все "за" и
"против" в отношении "плана Уганды". После года работы комитет объявил, что план не имеет
практической ценности, и Седьмой сионистский конгресс вновь подтвердил преданность
сионистского движения Стране Израиля.
Другие предложения Герцля, отвергнутые Сионистским конгрессом
Сионистские конгрессы отвергли ряд идей Герцля:
1. Герцль считал, что государственным языком Израиля должен быть немецкий.
В те времена
именно немецкий был главным языком науки и культуры. Герцль не верил в возможности возрождения
иврита, который считался мертвым языком. Он полагал, что в случае выбора иврита в качестве
государственного языка Израиль окажется в культурной изоляции. Делегаты Сионистского конгресса,
напротив, утверждали, что иврит можно возродить в качестве разговорного языка, а также языка
науки и культуры.
2. Герцль считал, что еврейское государство должно олицетворять прогресс и защищать права
трудящихся.
Поэтому он предложил флаг с семью звездами, символизирующими семичасовой рабочий день.
Большинство делегатов полагали, что будущее государство должно быть основано на традиционной
еврейской культуре, и предложили флаг со щитом Давида и двумя голубыми полосами, напоминающими
о таллите # .
Герцль с пониманием воспринял возражения товарищей по сионистскому движению и продолжил
борьбу за создание еврейского государства.
Герцль не дожил до провозглашения независимого еврейского государства, но успел заложить
основы национальной жизни еврейского народа на его исторической родине. Он сумел сплотить
в единое движение разрозненные национально-освободительные течения в еврейском народе.
Фактически он содействовал сплочению всего народа. Благодаря его усилиям социалистические,
капиталистические и религиозные группы внутри сионистского движения сумели объединиться.
Именно поэтому его считают отцом-основателем современного сионизма.
В 1897 году Герцль сказал, что еврейское государство возникнет через 50 лет. Он ошибся всего на один год.
Герцль скончался в 1904 году. В своем завещании он попросил похоронить его рядом с отцом на
старом кладбище в Вене. "Я буду лежать там, пока еврейский народ не перенесет мои останки
в Палестину, - написал Герцль. Его воля была исполнена вскоре после Войны за независимость.
Прах основателя современного сионизма был перенесен в Иерусалим и захоронен на горе, которая
получила название "Гора Герцля".
Сегодня это главное государственное кладбище страны. Там похоронены многие выдающиеся политические
деятели и герои Израиля. Там же находится музей Теодора Герцля, а в каждом городе Израиля есть
улица, названная его именем.
Эскиз флага (из дневника Герцля), гербы городов Герцлия и Тель-Авив