На этом уроке мы поговорим о событиях, которые привели к разрушению Второго Храма и гибели Иерусалима. Вы также познакомитесь с рабби Йохананом бен Закаем и поймете, как еврейскому народу удалось сохраниться после уничтожения второго еврейского государства – Иудеи.
Привет вам, о путники! Я вижу, вы пришли издалека. Я живу в Иерусалиме. Мое имя – Давид,
но все зовут меня Давид-рассказчик.
Мне известно, что вы посетили Иерусалим
в годы его
славы. С тех пор прошло целых
сто лет.
Давайте я расскажу вам, что происходит
в нашем городе сегодня.
Мой рассказ будет печальным. Это история падения Иерусалима, гибели Храма и многих, многих
людей, которые когда-то населяли нашу великую столицу. Но это также рассказ о том, как мы,
евреи, выжили в трудные времена.
Зелоты
Мой дедушка, мир праху его, еще помнил Иерусалим во славе и красе. Увы, эти благословенные
времена прошли. Римляне, да сотрутся их имена, стали все больше и больше вмешиваться в наши
дела. Они запретили нам исполнять многие заповеди, учить Тору. Они поставили идолов в нашем
святом Храме.
Более того – они даже не позволяли евреям самим выбирать Первосвященника.
Главным священником Храма должен был стать человек, покорный власти Рима. И народ все больше
и больше ожесточался против чужеземцев.
В 66 году нашему терпению пришел конец.
Мы собрались вместе и начали борьбу.
Люди называли
нас "зелоты", что значит – кинжальщики.
А еще нас называли бирьоним – разбойники.
Мы хотели
освободить Иерусалим и Иудею от власти римлян
и подняли восстание, которое потом
назвали "Великим".
Но не все евреи поддержали нас. Многие говорили, что восстание разрушит Иудею и что с римлянами
надо договориться по-хорошему. Во главе этой части народа стоял рабби Йоханан бен Закай.
Рабби Йоханан бен Закай
Рабби Йоханан бен Закай жил в Иерусалиме в очень трудные времена. Когда евреи подняли
восстание, римляне взяли Иерусалим в осаду.
Целых три года город был окружен армией самой
могущественной в мире империи. В город нельзя было пронести ни крошки хлеба, ни капли воды.
Однако горожане сделали продуктовые запасы, которых должно было хватить на несколько лет.
Ворота города были заперты, и никто из жителей не смел покинуть Иерусалим.
Внутри городских стен не утихали споры между зелотами и сторонниками рабби Иоханана.
Мы
говорили, что войну нужно вести до победного конца.
А они, наоборот, утверждали, что только
сдача Иерусалима спасет его жителей, Храм и всю страну; хотели договориться с римлянами
и тем спасти Иудею.
На третий год осады зелоты решили заставить жителей Иерусалима пойти войной на римлян.
Как это сделать? Надо, чтобы в городе больше не осталось запасов хлеба. И зелоты подожгли
амбары с зерном.
Жители Иерусалима стали умирать от голода. Они так ослабли, что римляне в
любой момент могли взять город.
Рабби Йоханан понял, что нужно было действовать очень быстро,
срочно начать переговоры с римским военачальником. Но как это осуществить? Зелоты заперли
городские ворота и не позволяли жителям покидать город. Только похоронная процессия могла
выйти за стены Иерусалима.
И тогда у рабби Йоханана бен Закая созрел план. Его ученики распространили слух, будто рабби
тяжело болен. Потом они объявили о его кончине, положили учителя в гроб и попросили у зелотов
разрешения похоронить рабби за пределами города. Те позволили устроить похороны.
Ученики рабби Иоханана вместе в гробом, в котором лежал их учитель, предстали перед римским
полководцем Веспасианом. Гроб открыли, и рабби Йоханан поднялся оттуда живым и невредимым.
Веспасиан согласился побеседовать с рабби Иохананом, и тот предсказал, что в скором времени полководца назначат императором Рима. Не успела закончиться их беседа, как явился гонец с письмом. В письме говорилось, что император умер, а Веспасиан должен срочно явиться в Рим, чтобы занять опустевший трон.
Дар предвидения рабби Йоханана поразил полководца: "Проси, что хочешь! - сказал он. "Дай мне город Явне и его мудрецов, - ответил рабби Иоханан. Рабби просил, чтобы римляне пощадили Явне и передали управление этим городом ему. Рабби хотел перевести туда Сангедрин, чтобы у еврейского народа сохранился духовный центр, руководящий его жизнью.
1. Рабби Акива, величайший мудрец следующего поколения, критиковал рабби Иоханана за то,
что тот не попросил у Веспасиана пощады для Иерусалима.
Как вы думаете, кто был прав –
рабби Иоханан или рабби Акива?
2. Зелоты считали, что римляне уничтожат еврейский народ, насаждая язычество, и есть только
одна возможность победить их – вооруженная борьба до победного конца. Они ссылались на
события двухсотлетней давности, когда евреям удалось победить войско Антиоха Эпифана. Тот
царь тоже хотел уничтожить Тору и заповеди, и превратить евреев в язычников.
Напротив, рабби Йоханан утверждал, что римляне слишком многочисленны, и спасение возможно
только в одном случае: если евреи заключат с римлянами мирный договор.
Если бы вы жили в то время, чью точку зрения вы бы приняли? Чьи аргументы кажутся вам
наиболее логичными?
Мы воевали с Римом целых четыре года, но наши силы истощились. В 70 году н.э., 9-го Ава, в день разрушения Первого Храма, полководец Тит, сын императора Веспасиана, захватил город и сжег Храм.
Священные сосуды Храма и его золотая менора попали
в руки захватчиков. Десятки
тысяч жителей Иерусалима погибли. Прекрасный Иерусалим, сияющая столица еврейского народа,
был разрушен. Тит сравнял его
с землей. Храма, где приносили жертву все, кто верил в Единого
Бога, больше не существовало.
Римляне взяли в плен много евреев. Пленники были проданы в рабство и увезены в разные концы
Римской империи. Тит заставил их пройти через Рим мимо своего дворца. Чтобы унизить их еще
больше, он велел им нести на плечах Храмовую менору – главный символ еврейского народа.
Этот эпизод изображен на Триумфальной арке Тита.
Может ли еврейский народ выжить?
1. Представьте себе, что вы – житель разрушенного Иерусалима. Вас привезли в Рим и заставляют
жить на чужбине.
Что вы должны сделать, чтобы не забыть о своем еврействе?
Напишите список из пяти действий, которые вы предпримете, чтобы остаться евреями.
2. В наше время евреям грозит ассимиляция – растворение среди других народов.
Что, по-вашему,
необходимо предпринять, чтобы остановить процесс ассимиляции и даже повернуть его вспять?
3. Римская империя была не единственной, кто пытался заставить евреев забыть свою историю и
культуру. Посмотрите на таблицу.
Почему все эти империи исчезли? Знаете ли вы, как они
пытались уничтожить еврейский народ?
После падения Храма центром еврейской жизни в Стране Израиля стал Явне. Рабби Йоханан многое
сделал для того, чтобы сохранить еврейский народ в эти трудные времена.
Он также позаботился
о том, чтобы евреи
не забыли об Иерусалиме. Так были введены законы, "в память о разрушении Храма".
Сколько бы лет ни прошло, евреи соблюдали эти законы: разбивали стакан на свадьбе в память
о разрушенном Храме, оставляли небеленый участок стены во время ремонта дома, обращались в
молитве в сторону Иерусалима.
Так прошло две тысячи лет. И сегодня евреи по-прежнему хранят
законы памяти об Иерусалиме, потому что Храм до сих пор не отстроен.