На этом уроке вы узнаете, как паломники готовились к приходу в Иерусалим. А еще мы поговорим о том, почему жители Иерусалима радовались паломникам.
Привет, меня зовут Даниэль.
Вы уже успели познакомиться с моей сестренкой Сарой. Она вам рассказывала, кто такие
олей-регель, паломники. Мы собрались здесь на праздник Шавуот. У этого праздника – особая заповедь.
Мы должны принести в Храм бикурим. Бикурим значит "первинки", первые плоды
нового урожая.
А теперь я вам расскажу, как я добрался до Иерусалима и как мы несли бикурим. Надеюсь,
это
будет интересно. Мы вместе почитаем дневник, который я вел в пути.
Рош ходеш Сиван
До похода в Иерусалим осталось всего несколько дней. Я просто сгораю от нетерпения, да и
все остальные тоже. Сегодня мы с папой вместе обошли наше поле и виноградник. Запах плодов
и цветущих деревьев наполняет воздух. Как здорово, что мы вот-вот понесем новые плоды в Храм!
Перво-наперво, надо отобрать плоды для торжественного приношения. Мы с папой высмотрели
самые спелые и красивые виноградные гроздья. Потом папа разрешил мне обвязать черенок
каждой грозди бечевкой и объявить: "Вот это наши первинки, наши бикурим!" С такими плодами
не стыдно будет прийти в Иерусалим!
Потом я побежал домой. А там мама и сестры украшали корзинку для приношений. Украшать
корзину необязательно, но сестренке Саре хотелось, чтобы она выглядела не хуже, чем у других
паломников. Она привязала к краю корзины финики и инжир. А мои виноградные гроздья мы
положим в самую серединку, ведь они такие красивые!
3-е Сивана
Сегодня мы отправляемся! Я всю ночь не сомкнул глаз. Вся деревня вышла проводить паломников
в путь. В начале процессии пойдет бык, он потащит за собой повозку. Дети из нашей деревни
украсили голову быка венком из оливковых веток, позолотили ему рога, и они засверкали на
солнце. Впереди музыкант, он играет на флейте всякие веселые мелодии. Так он и будет играть
до конца путешествия, чтобы мы быстрее шагали. А уж мы от него не отстанем – будем распевать
из Теилим – книги Псалмов царя Давида.
Ну все, мне надо бежать.
Продолжаю вечером. Мы остановились на привал в широком поле. Здесь к нам присоединились
люди из других деревень. Они тоже спешат в Иерусалим на праздник. Хозяин поля принес
коврики и тюфяки, старики растянулись на них и тут же заснули. А я не могу спать. Вот,
уселся под деревом, смотрю на закат. Хорошо тут, прохладный ветерок обвевает лицо.
Другие мальчишки тоже сидят вокруг, некоторые перешептываются, рассказывают друг другу
всякие истории и вслух мечтают об Иерусалиме. Иегошуа принес бубен, кто-кто запел, другие
присоединились, стали плясать. Вот я и не заметил, как уже полночи прошло.
Продолжаю утром. Только что мы проснулись. Дозорные обходили лагерь и громко кричали: "Вставайте, пойдем в Сион, в дом Господа!" Точно, пора вставать.
4-е Сивана
Сегодня мы шли целый день, и я уж думал, что к ночи не дойдем. Но вдруг те, кто шел впереди,
издали увидели группу людей, которые приближались к нам. Это были молодые коэны и левиты из Храма.
Они вышли нам навстречу! На них были лучшие одеяния, и они смотрелись просто здорово.
Значит, Иерусалим совсем близко!
Когда коэны и левиты подошли к нам, раздался клич: "Наши братья, пришедшие издалека, вы
пришли в Сион с миром!" Снова запела флейта, забили барабаны и бубны, и мы тоже запели и
с песней вошли во врата Иерусалима. Нас встретил хоровод пляшущих мальчишек. Один из них
подошел и представился. Его имя - Йонатан Катрос.
Нам нем одежда, которую носят коэны #.
Мы разговорились. Йонатан рассказал, что его папа коэн и служит в Храме. Еще он сказал,
что его дедушка – сам Первосвященник, а вслед за ним Первосвященником станет и отец Йонатана.
Я подумал, что когда-нибудь и Йонатан вслед за дедом и отцом тоже станет Первосвященником.
Получается, я сегодня познакомился с человеком, который станет самым-самым главным
служителем нашего Храма! Вот это да! Потом Йонатан попрощался, и мы пошли дальше.
Мы шли по Иерусалиму, а все мастера, торговцы и просто прохожие бросали свои дела, выбегали из лавок и приветствовали нас. Они беспрестанно кричали: "Добро пожаловать! Благословенны входящие!" У меня было такое чувство, будто они ждали именно меня, и я тут самый-самый. Люди все время спрашивали: "Ну, как добрались?" Здорово все-таки быть частичкой Ам Исраэль – еврейского народа.
Было уже довольно поздно. Нужно было найти место для ночлега. Мы стали озираться, чтобы
решить, в какие ворота постучать. И тут я увидел Йонатана.
Он бежал по улице и кричал:
"Даниэль! Бери своих, и заходите к нам! Мама столько всего наготовила! Папа велел звать
вас на ужин!" Я посмотрел на своего папу, и он кивнул головой. Ох, как же здорово!
Йонатан привел нас к себе. Семейство Катрос #
живет в Верхнем городе, с видом на Храм. Йонатан подвел меня к окну. Оттуда видна вся
Храмовая гора.
Он объяснил, что многие жители Верхнего города – коэны и служат в Храме,
как
его папа и дедушка.
Верхний и Нижний город
В эпоху Второго Храма Иерусалим делился на Верхний и Нижний город.
Верхний город назывался так потому, что был выстроен на горе, высотой превышавшей Храмовую.
Коэны, священники Храма, жили в Верхнем городе.
Эта часть Иерусалима отличалась красотой и богатством. Просторные и высокие дома священников
поражали
изяществом убранства: мозаичными полами, цветной
штукатуркой на стенах, дорогой утварью.
Нижний город, известный также как "Град Давида",
назывался так потому, что располагался
ниже Храмовой горы. Здесь жили простые люди, бедняки.
Многие из них прислуживали в богатых
домах Верхнего города.
Йонатан показал мне дом. Вы не поверите – там целых пять комнат! У всех, кого я знаю,
только одна комната. Ну, я, конечно, слышал, что на свете живут богатые люди, но чтоб
настолько! У них дома даже есть своя собственная микве #!
Папа Йонатана может искупаться и окунуться в микве прямо у себя дома. Так он готовится
к службе в Храме. Йонатан привел меня в подвал, где находится мастерская его отца.
Там рабочие столы, а на них – куча разных инструментов.
На полках расставлены маленькие
бутылочки – в такие обычно наливают благовония. В мастерской приятно пахнет душистыми травами.
– Твой папа делает благовония для Храма? – спросил я у Йонатана.
Он засмеялся и ответил, что для Храма нужно особое благовоние. Оно называется кторет или
жертвенный фимиам #.
Кторет состоит из смеси различных пряностей и душистых трав. Только одно семейство коэнов –
дом Автинаса – знает секрет изготовления фимиама. И некоторые мудрецы сердятся на членов
семьи Автинас за то, что они никому не раскрывают этот секрет.
Йонатан показал мне весы, при помощи которых его папа отмеряет благовония.
"Видишь гирю? –
спросил Йонатан, - на ней выбита наша фамилия – Катрос. Если она потеряется, нам ее о
бязательно вернут".
И тут мы услышали: "Йонатан, Даниэль, идите есть! Ужин стынет!" Только теперь я понял, что
умираю от голода. В животе у меня бурчало – я ведь не ел с самого утра.
Мы помчались в трапезную. Обе семьи как раз усаживались за стол. Я вошел и обомлел: это
было настоящее пиршество, достойное царского дворца. Мама Йонатана сделала аж два мясных
блюда: жареное мясо и жаркое с мясом и фасолью. Еду подали на дорогой посуде, украшенной
изящным геометрическим орнаментом. В нашей деревне такую отродясь не видели!
Йонатан пояснил,
что вся посуда в их доме сделана из камня, потому что к камню не пристает тума – духовная
нечистота. Поскольку Катрос - семья священников Храма, им приходится особенно тщательно
следить за ритуальной чистотой.
После ужина мы с Йонатаном улеглись спать во дворе, под звездным небом. Здесь, в Иерусалиме,
звезды кажутся просто огромными! Сквозь дрему я слышал, как Йонатан без умолку болтает,
рассказывая разные истории о Верхнем городе, о своей семье, о священниках Храма.
Мне казалось, что этот дом простоит вечно, и через тысячи лет люди будут ходить по нему,
вспоминая его обитателей - семейство Катрос.
Тайна сожженного дома
В 1970 году во время раскопок Старого города археологи обнаружили просторный дом эпохи
Второго Храма. Дом лежал глубоко под землей, под слоем песка и пепла. Его стены были обожжены
снаружи и изнутри, но комнаты сохранились хорошо. Археологи нашли микве, мастерскую
с
приспособлениями для изготовления благовоний: весы,
гири, кувшинчики и бутылочки для
готовых изделий, печи
и каменную посуду. Свою находку археологи назвали "Сожженный дом".
Ученые изучили удивительные находки и поняли, что дом принадлежал семейству коэнов –
священников Второго Храма. Как и другие коэны, обитатели дома жили в Верхнем городе.
Дом был сожжен римлянами во время захвата Иерусалима примерно в 70 году н.э.
Каждая археологическая находка, будь то осколок кувшина или обломок инструмента – фрагмент пазла.
Задача археологов – собрать пазл, чтобы восстановить цельную картину.
Одна из находок представляла собой каменную гирю. На ней было выбито имя "Катрос".
Это фамилия богатой семьи коаним, которая упоминается в Талмуде. Катросы жили в Верхнем
городе в период Великого восстания против римлян. Так археологи поняли, кому принадлежал
Сожженный дом.
Представьте себе, что вы – археологи. Перед вами различные предметы, найденные в Сожженном доме.
Посмотрите на предметы и подумайте, каким образом был разрушен Сожженный дом.
1. Гиря с надписью "Катрос".
2. Обгоревшая потолочная балка, лежащая на полу.
3. Скелет руки, сжимающей римское копье.
4. Каменная посуда, украшенная геометрическим орнаментом.
5. Комната, полная инструментов для изготовления благовоний, и бутылочки для готовых благовоний.
6 Сивана, Шавуот
Мы поднялись рано утром, быстро оделись, попрощались с семейством Катрос и, взяв корзинки
с бикурим, вышли на улицу. Там уже двигалась процессия паломников, направлявшихся к Храму.
Я огляделся.
Кругом были люди со всех концов страны.
Те, кто жил неподалеку от Иерусалима,
несли свежие фрукты. Те, кто жил на другом конце страны, несли изюм и сушенные фиги. Только
так они могли сохранить свою ношу в целости и сохранности.
Мы шли по направлению к Храмовой горе. Вдруг кто-то закричал и все посмотрели, куда он
показывает. Я тоже посмотрел и увидел человека в одежде, шитой золотом. Невероятно! Сам
царь вышел на улицы города, чтобы попасть в Храм. Слуги шли за ним и несли на плечах
приготовленные во дворце корзины с плодами. Весь народ - от мала до велика, и от бедняка до
самого царя - отправился в Храм, чтобы принести туда первинки!
Мы приблизились к Храму и услышали пение левитов. Звучали псалмы, прославляющие Господа.
Тогда мы подняли корзины на плечи и провозгласили: "Рабами были мы в Египте, но Господь
вывел нас оттуда в страну, текущую молоком и медом. И вот мы принесли сюда новые плоды в
знак благодарности за то, чем Господь одарил нас".
Мы передали наши корзины коэнам, и те показали их всему народу. Я был так счастлив! Как
здорово прийти в Иерусалим вместе с семьей и соседями и увидеть левитов, коэнов, и даже
самого царя! Мы поистине счастливы, что у нас есть благодатная земля, которая дает нам
такой чудесный урожай.
Бикурим (בִּיכּוּרִים, `первые плоды`)