Кибуц – это совершенно особый тип сельскохозяйственного поселения, возникший именно в Израиле. Слова "кибуц" и "Израиль" неразрывно связаны между собой. Давайте постараемся понять, как устроен кибуц.
Первый кибуц был основан еще в годы Второй алии, а точнее, в 1909 году, но само понятие "кибуц" стало общеизвестным только в период Третьей алии.
Слово кибуц קיבוץ означает "объединение".
Так люди, решившие заниматься сельским хозяйством, объединяются, чтобы вместе строить
поселение, а затем живут и трудятся сообща. Кибуц – это сочетание двух идей - сионизма и
социализма # .
Социализм ставит своей задачей создание общества, основанного на равенстве. Вся собственность
кибуца находится в коллективном владении, и у всех членов общины равные права на ее использование.
Никакой частной собственности не существует, а заботы о нуждах каждого гражданина, такие
как жилье, образование, здравоохранение, питание и одежда, – берет на себя община.
Кибуц – это социалистическое хозяйство. Все его члены принимают равное участие в его создании и развитии. Но кибуцы Третьей алии создавались не только для труда на земле. Это был новый тип общины, где людей объединяли новые идеи. Кибуцники стремились не только к увеличению урожая хлеба или надоев молока. Они отдавали друг другу абсолютно все: время, талант, способности и знания. Прибыль от их деятельности поступала в общую кассу и затем делилась между кибуцниками так, чтобы обеспечить нужды каждого.
Кибуц времен Третьей алии был похож на большую семью, где все принадлежало всем. В этих общинах царили братские отношения, и каждый человек старался избавиться от зависти и мелочности.
Как это происходило на деле?
Каждое утро все кибуцники получали задания на день. Задания зависели не только от способностей
людей, но и от конкретной необходимости каждого дня – сбора урожая или других сезонных работ.
В понедельник кибуцник трудился в цитрусовом саду, собирая урожай апельсинов, а во вторник
его отправляли на дойку коров, в среду – на работу в столовой, на охрану кибуца или на
дежурство в прачечной.
Кибуцник не получал зарплату, но кибуц давал ему жилье, еду, одежду, школу для детей, транспорт для поездок в город, обеспечивал досуг и развлечения.
Кибуц нашел идеальный способ решить проблему бедности в эпоху, когда почти все жители страны
были бедны. Кроме того, создавать частные фермы в те времена было слишком трудно, дорого и
небезопасно. Вместо того, чтобы строить частные хозяйства, люди объединялись и покупали
землю сообща. Они вместе приобретали плуги, лопаты, мотыги, зерно для посева, домашний скот
и стройматериалы для коровников, птичников и жилых домов. Они сообща покупали оружие и
учились защищать кибуцы от нападений.
В кибуцах сложился образ жизни, не похожий ни на городской, ни на деревенский. Особые
отношения между людьми породили особую культуру и развили особый человеческий характер.
Например, характерной особенностью кибуца был хадар охель - общая столовая. Члены кибуца
питались сообща, в одно и то же время в большом обеденном зале. Это рождало и укрепляло
чувство общности, принадлежности к единой семье.
Питание в хадар охель означало, что отныне не нужно готовить еду дома, что освобождало женщин
от тяжелого и непроизводительного домашнего труда. Небольшая группа как мужчин, так и женщин
обслуживала общую кухню, позволяя другим членам кибуца посвятить больше времени работе в
поле или коровнике.
Хадар охель служил не только столовой, но и местом проведения общественных собраний, на
которых принимались совместные решения по развитию кибуца. Каждое решение принималось путем
голосования. Собрание – асефа – обеспечивало демократический порядок принятия решений.
Часто собрания длились часами, потому что кибуцники ставили на обсуждение каждую мелочь
совместной жизни. Хотя дебаты отнимали слишком много времени, кибуцники относились к ним
очень серьезно. Они понимали, что без общих собраний в кибуце не будет демократии.
В хадар охель также проводили культурные мероприятия: концерты, лекции, вечера танцев. Для
столовой строили просторное здание в центре кибуца, чтобы все могли быстро до него добраться.
Именно в кибуце претворялась в жизнь идея "нового еврея".
Поскольку в Европе евреям веками
запрещали владеть землей, они избрали другие занятия: ремесла, торговлю, посреднические услуги.
Но в Эрец-Исраэль идеалом еврея стал сельский труженик – загорелый, мускулистый, крепко
стоящий на земле, способный на тяжелый физический труд.
Именно такими были кибуцники –
первые "новые евреи".
Когда кибуцы только начали создаваться, у первопроходцев не было денег на строительство постоянного жилья. Они спали и ели в палатках. Когда же появились первые деньги, кибуцники решили сначала построить жилье для детей. Так малыши переехали в общий "дом детей", в то время как взрослые продолжали жить в палатках. Со временем "дом детей" стал такой же неотъемлемой частью кибуцного образа жизни, как хадар охель.
Многие кибуцники, выросшие в "доме детей" рассказывают, что это был своего рода летний лагерь длиною в год. В кибуцах вырастали идеалисты, готовые отдать жизнь за свою страну. Долгое время именно из кибуцных детей получались лучшие летчики Армии обороны Израиля и самые блестящие профессора израильских университетов. Дело было в привычке отдавать, делиться и жить сообща, которую воспитывали "дома детей".
Большую часть времени дети кибуца проводили вместе: играли, учились, спали в больших общих спальнях. Они росли, как братья и сестры. Один или два часа в день они проводили в родительском доме, но никогда не оставались там ночевать. Считалось, что такой образ жизни создает убежденного кибуцника, с детства наделенного духом настоящего "общественника". Как и общественная столовая, "дом детей" освобождал женщину от домашнего труда, и она могла отдавать больше времени работе на производстве.
Идеи, лежащие в основе кибуцной жизни, остались прежними, однако их пришлось приспосабливать
к требованиям сегодняшнего дня. Так, несмотря на то, что многие воспитанники "домов детей"
сохранили о них самые лучшие воспоминания, сегодняшнее поколение юных кибуцников подрастает
в семейном кругу в доме своих родителей. "Дома детей" пришлось закрыть. Кибуцники признали,
что тепло и забота родителей незаменимы и дают лучшие результаты, чем общественное воспитание.
Хадар Охель по-прежнему существует в каждом кибуце, но необязательно питаться там три раза
в день. Многие кибуцники завтракают и ужинают дома. Тем не менее, общественная столовая
продолжает играть важную роль в жизни кибуца.
У сегодняшних кибуцников появилось личное имущество, а кибуц ежемесячно выдает им деньги
на личные расходы – приобретение товаров для дома, продуктов для приготовления семейных
трапез, и многое другое. Всем кибуцникам от главного бухгалтера до уборщиков коровника
выплачивается одна и та же сумма, и предоставляется одинаковый кредит в кибуцных магазинах.
Поэтому, несмотря на то, что кибуцники могут покупать себе модную одежду, компьютеры, айподы
и другие личные вещи, принцип равенства все равно сохраняется.
Кроме того, все члены кибуца, независимо от профессии и должности, ежемесячно выходят на дежурство, выполняя хозяйственные работы. Так, главный врач кибуца может раз в месяц собирать апельсины или подавать обед в хадар охель.
Когда возникает необходимость организовать семейное торжество – свадьбу, бар-мицву, бат-мицву
и другие, кибуц либо берет организацию праздника на себя, либо выдает семье дополнительную
сумму на эти расходы.
Во владении кибуца находится парк автомашин. Если член кибуца захочет провести время с
семьей в городе или на берегу моря, ему предоставляется машина, которую он обязан вернуть
в общественный гараж после окончания прогулки.
Кибуцы продолжают заботиться о каждом кибуцнике, будь то состояние здоровья, образование
детей или ремонт квартиры.
В наши дни кибуцы занимаются не только сельским хозяйством. Многие из них построили
промышленные предприятия, компьютерные фирмы, гостиницы и места отдыха для туристов.
Некоторые кибуцы превратились в акционерные общества, где каждый кибуцник владеет долей
акций # предприятия.
Фермер из штата Техас путешествовал по Израилю. В дороге ему захотелось пить, и он
постучался в дом кибуцника. Тот принес стакан воды, и они разговорились.
– Чем ты занимаешься? – спросил техасец.
– Я развожу кур, – ответил израильтянин.
– Да что ты! – обрадовался техасец, – я тоже! И большое
у вас хозяйство?
– Ну, в длину метров сто, - ответил кибуцник, - а в ширину
пятьдесят. А у вас?
- А я утром позавтракаю, сяду в машину, и как раз к обеду
добираюсь до курятника.
- Что ты говоришь? Да, у нас в кибуце тоже раньше была
никуда не годная старая машина!
Многие кибуцы, где люди когда-то жили в палатках и питались кашей из общего котла, сегодня представляют собой процветающие хозяйства. Хотя всего 5% израильтян живет в кибуцах, они играют важную роль в самосознании еврейской молодежи в Израиле и за его пределами. Молодые кибуцники и в наши дни добровольно выбирают местом армейской службы элитные боевые части Армии обороны Израиля.
Немало юношей и девушек приезжают в кибуцы в качестве добровольцев, чтобы испытать чувство причастности к этому уникальному социалистическому эксперименту, ставшему возможным только в Израиле.
В наши дни Армия обороны Израиля по праву считается одной из лучших в мире. Бойцы ЦАХАЛа
передают свой опыт военнослужащим многих стран, которые приезжают стажироваться в Израиль.
Но так было не всегда.
В период Первой, Второй и Третьей алии евреи приезжали в Палестину из стран, где они были
безоружны и беззащитны перед лицом своих преследователей. В Палестине они быстро приходили
к пониманию, что защита еврейских кварталов и поселений находится в их собственных руках.
Часть арабов радовалась росту еврейского населения, потому что оно развивало инфраструктуру #
страны и создавало новые рабочие места. Однако были и такие, кого этот процесс не устраивал.
Они атаковали евреев, грабили их и даже убивали.
Первая группа еврейской самообороны была сформирована в 1909 году, в период Второй алии. Она получила название "А-Шомер" – "страж". Это была небольшая организация, которая быстро завоевала популярность у еврейской молодежи за пределами страны. Наконец-то у евреев появилась возможность самим себя защищать!
К 1920 году участились нападения на поселения, и стало понятно, что власти Британского мандата не собираются защищать еврейское население Палестины.
Тель-Хай – еврейский поселок на севере страны – тоже подвергся атаке со стороны арабов. Он был расположен в стратегически важном месте нового еврейского ишува # . Поскольку границы страны не были точно определены, задачей сионистского движения стало заселение как можно большей территории внутри исторической Эрец-Исраэль # . Поселенцы верили, что это может определить территорию будущего государства Израиль. Тель-Хай находится в стратегически важной точке на карте страны: почти на самом ее севере и вблизи от водных источников, питающих Иордан и Кинерет.
Если бы арабам удалось захватить Тель-Хай,
они оставили бы значительную часть страны без воды. Поэтому, защитники Тель-Хая решили
удержать форпост любой ценой.
Одним из этих людей был член организации "А-Шомер" по имени Йосеф Трумпельдор.
Йосеф Трумпельдор (1880-1920) родился в России, воевал в русской армии и потерял руку во время Русско-Японской войны. Несмотря на тяжелое ранение и увечье, он вернулся в строй, став самым знаменитым солдатом-евреем, а затем первым еврейским офицером армии России.
В 1911 году Трумпельдор приехал в Палестину, где организовал Еврейский легион #
Британской армии. Он посвятил много времени и сил пропагандистской работе, убеждая евреев
из разных стран вступать в Легион, чтобы вместе сражаться против общих врагов.
Оборона поселка Тель-Хай, который со всех сторон осаждали сотни арабов, была возложена на
плечи двадцати еврейских бойцов. Йосеф Трумпельдор отправился в Тель-Хай, чтобы возглавить
этот отряд.
Решающая битва состоялась 1-го марта 1920 года. В этом бою Трумпельдор был тяжело ранен в
живот, но продолжал командовать обороной поселка. Арабы были вынуждены отступить. Когда
подоспели врачи, стало ясно, что рана Трумпельдора смертельна. Последние слова Йосефа:
- стали легендарными.
Весть о смерти Трумпельдора разнеслась по странам диаспоры, и его последние слова воодушевили многих.
До тех пор евреи гибли во время погромов или отдавали жизнь, воюя в армиях европейских
держав. При этом, сражаясь за Германию и Россию, они часто были вынуждены стрелять друг в друга.
Пример Йосефа Трумпельдора являл собой новый путь в истории еврейского народа. Теперь молодые
люди могли уехать в Эрец-Исраэль и воевать за то, чтобы на земле их предков когда-нибудь
возникло еврейское государство.
Арабские беспорядки в Палестине продолжались, а британская армия по-прежнему не защищала евреев-граждан страны. Единственным решением было взять оборону ишува в свои руки. Так, после перерыва в 1900 лет, на Земле Израиля вновь возникла еврейская армия – военная организация "Хагана". "Хагана" значит "защита", из чего следует, что организация поставила перед собой задачу обороны еврейского народа и защиты его имущества.
Но не все сионистские лидеры были согласны с этой оборонительной позицией. Атаки арабов
усилились и привели к массовой резне еврейского населения
в Хевроне и Иерусалиме. Были те,
кто считал, что нужно перейти от обороны к наступлению, и не только
против арабов, но и
против Британии, которая не
выполнила своих обещаний, данных в Декларации Бальфура # .
Так, помимо Хаганы, возникли еще несколько еврейских
военных организаций, которые после
провозглашения
независимого Государства Израиль объединились с
Хаганой и составили единую
Армию обороны Израиля.
Еврейский университет – первый в стране – был основан в 1918 году. Лидеры еврейского ишува надеялись, что университет привлечет ученых-евреев со всего мира, а это, в свою очередь, поможет превратить ишув в современное, динамично развивающееся общество.
Среди основателей Еврейского университета – величайшие ученые и мыслители той эпохи, такие как Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Мартин Бубер и Хаим Вейцман.
Альберт Эйнштейн # ,
один из величайших ученых всех времен, завещал свой архив и права на использование своих
имени и изображений Еврейскому университету.
Это означает, что каждый раз, когда кто-то
выпускает
плакат с фотографией Эйнштейна, кружку с цитатой из его
речи, и даже видеофильм
о детстве ученого, Еврейский
университет получает за это причитающийся ему гонорар.
Сегодня Еврейский университет занимает 53-е место в списке пятисот лучших университетов мира (Шанхайский рейтинг). Университет знаменит, среди прочего, самой большой в мире библиотекой еврейских книг, в которой хранятся старинные манускрипты, например, подлинные рукописи Рамбама # .
Несколько фактов о Еврейском университете
1. Еврейский университет – лучший университет Израиля, согласно ряду международных рейтингов.
2. Выпускниками этого университета являются три израильских премьер-министра и три президента страны.
3. Шесть бывших студентов Еврейского университета – лауреаты Нобелевской премии.
4. Еврейский университет неоднократно попадал в список 100 лучших университетов мира.
5. В числе бывших студентов и выпускников университета звезда Голливуда Натали Портман, герой Израиля Йони Нетаниягу и ряд известных израильских политиков, например, Зеев Элькин #
и Авигдор Либерман # .