В 1918 году закончилась Первая мировая война. Именно после ее окончания произошли важные события, изменившие еврейскую историю.
• Англия получила от Лиги наций право на управление
Палестиной и завоевала эту страну.
• В России, Украине и Польше началась новая волна погромов – вооруженных нападений на
мирное еврейское население.
В мире было немало молодых евреев, которые хотели приехать в Палестину (под этим названием страна была обозначена на карте мира) и построить там новую жизнь. Они считали, что древняя родина еврейского народа станет для него источником вдохновения и возрождения. Эти люди называли себя халуцим – первопроходцы. Их девизом стала фраза "Ливнот у-лехибанот".
Строить Страну Израиля – не значит просто возводить новые города. Халуцим чувствовали,
что между ними и землей их предков существует особая связь – историческая, духовная и
глубоко личная. Они верили, что связь с землей меняет человека. Строя страну, они "строили" себя.
Как вы думаете, что это значит?
С началом периода Британского мандата, с появлением Декларации Бальфура многие евреи поверили, что Британия – друг еврейского народа #. А назначение еврея Герберта Самуэля # британским наместником в Палестине породило надежду на скорый приход Машиаха #.
В первую субботу после приезда в Иерусалим Герберт Самуэль явился в одну из синагог.
Это была суббота Нахаму ("Утешайте"), когда читается отрывок из книги пророка Ишаягу,
начинающийся словами "утешайте, утешайте народ мой…".
Когда Герберт Самуэль был вызван
к Торе и прочитал эти слова, присутствующие почувствовали надежду на скорое Избавление #.
Подобно участникам Второй алии, халуцим Третьей алии верили, что необходимо воспитать
"нового еврея", который не будет покорным, трусливым и бездомным скитальцем, оторванным от
труда на собственной земле. Халуцим не хотели иметь ничего общего с образом еврея, созданным
антисемитами #.
Они верили, что на земле своих предков еврейский народ переродится, станет гордой, сильной
и здоровой нацией.
А как вы думаете?
В период Второй алии возник новый термин – Авода иврит – "еврейский труд". Это означало,
что всю физическую работу в полях, а также на фабриках и заводах должны выполнять только
евреи. Согласно этому принципу, работодатели-евреи нанимали на работу в первую очередь евреев,
чтобы народ мог освоить физический труд.
Существует два названия еврейского народа:
עברי иври – еврей
יהודי йехуди – иудей
Как вы думаете, почему халуцим ввели термин авода иврит, а не авода иехудит?
Халуцим трудились с рассвета до заката, осушая болота и перетаскивая камни, чтобы почва
вновь стала плодородной. Тяжелее всего было превратить болотистую почву в пригодную для
сельского хозяйства. Болота буквально кишели малярийными комарами – переносчиками опасной
инфекции. Борьба с малярией стала одной из первостепенных задач сионистского движения #.
Арабы-землевладельцы радостно избавлялись от заболоченных участков. Евреи, наоборот, были
готовы приобрести даже непригодную для пахоты землю. Ведь для них это было не что иное,
как Избавление Страны Израиля, и за каждый участок они без колебаний платили даже завышенную цену.
Возможность обрабатывать землю привлекала все новых и новых халуцим. За период с 1919 по
1923 год в страну прибыло 35000 молодых людей из России, Польши, Румынии и Литвы. Эти
переселенцы составили новую волну алии, третью по счету.
Их ждал тяжелый труд. Болота приходилось осушать вручную, без электронасосов.
Самоотверженные первопроходцы страдали от недоедания, плохого качества воды и тяжелых
условий жизни. Немало халуцим умерло от малярии и других заболеваний.
Чтобы осушить болота, первопроходцы специально завезли из Австралии эвкалипты – быстрорастущие
деревья, которым требуется огромное количество воды. Такое решение "убивало сразу двух зайцев" –
с одной стороны, осушались болота, с другой – в Эрец-Исраэль появились эвкалиптовые рощи.
Осушение болот казалось неосуществимой задачей. Но ведь в древности земля это была "земля,
текущая молоком и медом", то есть плодородная. Поэтому халуцим трудились, не покладая рук
и добились своего. В Эрец-Исраэль появились новые сельскохозяйственные районы, где евреи
могли селиться в кибуцах и городах, и принимать новых переселенцев.
Но как сообщить миллионам евреев во всем мире, что Страна Израиля ждет их? В те времена
еще не было телевидения и компьютеров, а радио и кино только-только входили в жизнь и не
были общедоступны. Огромную роль в распространении информации о сионистском движении сыграли
плакаты, которые можно было развешивать на стенах домов и внутри помещений. Размер плаката
не был большим, поэтому текст должен был быть кратким и выразительным, а рисунки - яркими и броскими.
Посмотрите на плакат. Что на нем изображено? К чему он призывает?
Постарайтесь найти 7
деталей, имеющих символическое значение.
Почему надписи на плакате сделаны на иностранных языках?
Подсказки:
• Юноша и девушка на плакате одеты одинаково, что подчеркивает равенство между халуцим.
• Юноша и девушка несут лопату и мотыгу, то есть, они вместе отправляются в поле выполнять одну и ту же работу.
Это означает равенство между мужчиной и женщиной.
• Обратите внимание, что изображенные на плакате люди мускулисты, загорелы и стройны. Это – "новые евреи"!
• Сионизм – это физический труд.
• Колосья пшеницы – символ того, что халуцим добились успеха в освоении земли.
• Пальмы и верблюды напоминают, что Эрец-Исраэль – одновременно экзотическая и очень древняя страна.
• Новые здания – символ того, что в стране происходит процесс модернизации.
Обратите внимание, что на плакатах написано слово Palestinian – "палестинский". В то время "палестинцами" называли всех жителей страны, как арабов, так и евреев.
В наши дни идеи можно распространять с помощью интернета. Если бы вам пришлось рассказать о халуцим и призвать других следовать их примеру, как бы вы это сделали?
А теперь мы расскажем о человеке, который сумел изменить ход истории.
В каждом израильском городе есть улица его имени, но почти никто из горожан уже не помнит, что сделал Иегошуа Ханкин для своей страны.
Ханкин верил, что самый надежный способ освобождения Эрец-Исраэль – просто приобретать
наделы земли на территории Палестины. Он понимал, что в будущем власти зададутся вопросом
о праве евреев на Страну Израиля, и самый простой способ владеть ею на законных основаниях –
выкупать земли, участок за участком, записывая каждый из них на имя владельца-еврея.
Ханкин начал выкупать крупные земельные участки в Палестине у их владельцев, большинство
из которых жили за пределами страны. К концу жизни он выкупил 600 000 дунамов #
земли.
На земле, которую выкупил Ханкин, были построены города Реховот, Хадера и Афула. Кроме того,
во владениях Ханкина возникли многочисленные кибуцы и другие населенные пункты, такие как
Эйн-Харод, Тель-Йосеф и Нахалаль. Вся Изреэльская долина была выкуплена Ханкиным и стала
достоянием народа Израиля.
Еврейский национальный фонд #
продолжил дело Ханкина, скупая обширные участки земли по всей стране.
В честь Иегошуа Ханкина назван кибуц Кфар–Иегошуа в Изреэльской долине, а город Кфар-Ольга
носит имя жены Ханкина, которая была его верной спутницей и помощницей во всех начинаниях.
Участники Третьей алии были первопроходцами в полном смысле этого слова. Они сумели осушить множество болот, а кроме того:
• Построили 18 новых поселений и городов.
• Проложили новые дороги в ранее непроходимых местах.
Эти дороги
связали между собой разные части страны.
• Построили новые школы.
• Заложили основы будущей Армии обороны Израиля.