Третья, Четвертая и Пятая алия

Аарон Векслер

Урок 1

Третья алия
(1919-1923)

Урок 2

Кибуцы и еврейская самооборона

Урок 3

Четвертая алия (1924-1928)

Урок 4

Пятая алия
(1929-1939)
и Алия бет

Четвертая алия


На прошлом уроке мы говорили о Третьей алие (1919-1923 год). В 1924 году началась Четвертая алия. Она продолжалась до 1928 года.



Почему историки не говорят об одной алие
с 1919 по 1928 год?
Почему этот период разделен на два?



Дело в том, что переселенцы Четвертой алии коренным образом отличались от своих предшественников. Халуцим Третьей алии были идеалистами. Они хотели трудиться ради "освобождения страны", "строить и отстраиваться". Они были бедны и Первая мировая война нанесла тяжелый удар их семьям, хозяйству и имуществу.

80 тысяч переселенцев Четвертой алии принадлежали, в основном, к среднему классу. Они были обеспеченнее и образованнее своих предшественников. Их жизнь в Восточной Европе была вполне благополучной вплоть до середины 20-х годов. Затем ухудшение экономической ситуации привело к росту антисемитизма. В некоторых странах для евреев даже ввели дополнительные налоги. Далеко не все евреи сумели уехать в США, где были введены жесткие иммиграционные квоты # . Сама ситуация заставила евреев задуматься о возвращении в Сион.




Четвертая алия, 1924


Несмотря на то, что эти олим не приехали в Эрец-Исраэль ради того, чтобы "строить и отстраиваться", они сумели внести огромный вклад в развитие страны. Это были городские жители, главным образом, из Польши, и они хотели по-прежнему жить в городах. Работа в сельском хозяйстве их не привлекала. Они стали селиться в новых еврейских городах, построенных участниками Второй и Третьей алии. Эти переселенцы приехали с деньгами, что позволило им открыть новые лавки и магазины, мастерские, фабрики и заводы. Предприятия периода Четвертой алии со временем стали основой экономики Государства Израиль.


В новых городах, где селились эти олим, было много незастроенных участков. Постепенно пустыри стали превращаться в цитрусовые сады. Выращивать апельсины и лимоны было много проще, чем осушать болота и сеять на их месте пшеницу. Со временем переселенцам Четвертой алии удалось вырастить замечательный урожай, который можно было экспортировать в другие страны. В течение нескольких десятилетий апельсины составляли значительную часть израильского экспорта.




Даже в наши дни, когда Израиль славится компьютерными технологиями и алмазной биржей #, апельсины с наклейкой "Jaffa" высоко ценятся на мировом рынке. Они сладкие, сочные, с них легко снимается кожура, и они обладают восхитительным ароматом. Торговая марка этих апельсинов получила свое название от портового города Яффо, из которого золотой груз увозили в разные страны мира.


"Апельсин" – на иврите тапуз. В библейском иврите не было слова для обозначения апельсина, потому что эти фрукты не росли в Стране Израиля. В современном иврите апельсин называли "золотым яблоком" – тапуах захав, или сокращенно – тапуз "תפוז".

Тель-Авив – первый еврейский город современности


Иерусалим всегда был, есть и будет духовной и политической столицей еврейского народа. Но у нас есть еще один значительный город, занимающий центральное место на карте Израиля. Это Тель-Авив – деловой и финансовый центр страны.




Строительство Тель-Авива началось в 1909 году. В период Второй и Третьей алии поселок быстро рос и в период Четвертой алии стал настоящим городом.

В 1914 году численность населения города составляла 3600 жителей, а в 1925 – уже 34000, тогда как к 1936 году население
Тель-Авива достигло невиданной цифры в 120000 человек!




Тель-Авив, 1948


Тель-Авив находится на побережье Средиземного моря, известном своей красотой далеко за пределами страны. Туристы отдыхают здесь на многочисленных пляжах, покрытых чистым белым песком, и любуются необычным светлым оттенком морской лазури. Погода в Тель-Авиве почти всегда хорошая, и многие культурные события в жизни города происходят у моря.



В Тель-Авиве проходят театральные премьеры, недели моды, музыкальные фестивали и международные выставки. В городе немало музеев и театров.


Здесь расположена знаменитая алмазная биржа. Именно в Тель-Авиве Давид Бен-Гурион провозгласил независимое Государство Израиль. Генеральный штаб Армии обороны Израиля тоже находится в этом городе. Если вы приедете в Тель-Авив, обязательно посетите Дворец независимости, где была объявлена Декларация независимости Израиля – еврейского государства, вновь возникшего на земле наших предков после двухтысячелетнего изгнания.


Во многих туристических справочниках Тель-Авив отмечен как великолепный курорт и центр развлечений, "город без перерыва", не затихающий ни на минуту в течение двадцати четырех часов. Молодежь со всей страны съезжается на побережье, чтобы заняться серфингом или допоздна посидеть с друзьями в одном из знаменитых тель-авивских пабов.




Израиль – молодая и динамично развивающаяся страна, где любят все новое и "трендовое". В Тель-Авиве можно найти немало ресторанов с оригинальной кухней и авангардные дома моды. Здесь также находится Новая израильская опера, где выступают восходящие звезды местной и мировой сцены и часто гастролируют театры со всего света.

Тель-Авив принимал таких звезд рока и поп-музыки, как Пол Маккартни, Мадонна, Леонард Коэн, Майкл Джексон и другие. Здесь гостили известные актеры и режиссеры, например, Шарон Стоун и Квентин Тарантино. Многие гости приезжают в страну специально, чтобы посетить Тель-Авив. У Тель-Авива – 27 городов-побратимов во всем мире. Среди них Филадельфия, Лос-Анджелес, Милан, Канны, Пекин, Москва и Будапешт.

Хаим-Нахман Бялик


Вероятно, вы помните, как творчество этого поэта повиляло на активистов Второй и Третьей алии. Поэма Бялика "Сказание о погроме", написанная после печально известного Кишиневского погрома 1903 года, заставила молодых евреев задуматься о будущем и привела к возникновению идеи "нового еврея". Сам Бялик приехал в Страну Израиля в 1924 году, в период Четвертой алии, став одним из ее самых знаменитых участников.




Хаим-Нахман Бялик считается первым национальным поэтом современного Израиля. Он принял участие в движении за возрождение языка иврит и писал стихи на этом языке. Его поэзия – это рассказ о смятенной душе еврея на пути из штетла (местечка) в новый мир.

Стихи Бялика – это одновременно тоска о прошлом и надежда на грядущее обновление. Поэт получил классическое еврейское образование в одной из лучших ешив того времени – Воложинской # . Так, творчество Бялика соединило два мира – религиозный и светский, все больше и больше отдалявшиеся друг от друга. Например, его стихотворение "К птице" # заставило многих присоединиться к сионистскому движению, в то время как стихотворение "Последний"# рассказывает о духовном мире ученика ешивы, оставленной поэтом.


Приехав в Эрец-Исраэль, Бялик выбрал местом жительства Тель-Авив. В 1933 году в городе широко отмечался его 60-летний юбилей. Школьники посетили поэта и отдали ему дань уважения и признания, мэрия города учредила ежегодную Премию имени Бялика за достижения в литературе и философии.




Дом Х.-Н. Бялика, Тель-Авив


Годом позже Бялик скончался. Многие из его произведений до сих пор служат источником вдохновения для композиторов и певцов.


А теперь почитаем стихи Хаима-Нахмана Бялика в переводах на русский язык:
Стихи Х.-Н. Бялика в переводах Зеева Жаботинского #
Поэмы Х.-Н. Бялика в переводах Зеева Жаботинского#
Поэмы Х.-Н. Бялика в переводах Мири Яниковой#
Сборник стихов Х.-Н. Бялика в переводах Я. Либермана и других авторов#
Сборник стихов Х.-Н. Бялика в переводах С. Маршака, Я. Либермана, Л. Йоффе и других#




На этом уроке
вы узнаете о
Четвертой алие,
о политической
ситуации
в Палестине
в этот период,
о строительстве
Тель-Авива,
а также о поэте
Хаиме-Нахмане
Бялике.

Задание 3_1

Задание 3_2

Задание 3_3

Задание 3_4