На прошлом уроке мы познакомились с тем, как британская администрация занималась благоустройством города.
Англичане с глубоким почтением относились к Библии, Святой земле и Иерусалиму, и они
действительно старались сделать все, чтобы город стал как можно красивее. Например, был
принят закон, согласно которому все здания
в Иерусалиме должны быть или облицованы
"иерусалимским камнем", или построены из него. Так Иерусалим стал единым архитектурным
ансамблем,
что вернуло городу древнее величие.
Англичане провели водопровод и линии электропередач.
Вокруг города один за другим вырастали новые кварталы. Не все кварталы были исключительно
еврейскими. В некоторых евреи селились бок о бок с арабами.
...Время шло, и евреи Страны Израиля все больше и больше разочаровывались в
британском правлении. Англичане не только не собирались создавать в Стране
Израиля национальный очаг еврейского народа, они ограничили въезд евреев в
Палестину и строительство новых еврейских городов и поселений.
Воспоминания Шмуэля
Я поселился в районе под названием Катамон. Дома здесь были просторные, не то что в прежнем
квартале. Мои дети любили играть во дворе. Мы жили по соседству с арабскими семьями и по
большей части хорошо ладили друг с другом. Мы все понимали, как важно сохранять мирные,
добрососедские отношения.
Хотя для евреев наступили относительно спокойные времена, мы все еще не могли делать то,
что хотим. Британская администрация ограничивала нашу деятельность по развитию страны.
Прочитайте статьи о британском правлении в Палестине и найдите материалы об ограничениях, налагаемых британцами на:
1. Землевладение
2. Иммиграцию
3. Свободу вероисповедания
4. Право на ношение оружия
Расскажите кратко, в чем состоял смысл этих ограничений.
Воспоминания Шмуэля
Англичане только делали вид, что хотят мира между арабами и евреями. На самом деле во
время столкновений они почти всегда принимали сторону арабов. Меня особенно раздражали
ограничения, введенные ими на молитву возле Котеля.
Они разрешили нам молиться у Котеля,
но запретили трубить в шофар. #
Это означало, что в самые святые дни еврейского календаря – Рош а-Шана и Йом Кипур –
мы не можем молиться у Котеля! Англичане утверждали, что звук шофара разозлит арaбов, и
они устроят беспорядки. Но почему именно на нас англичане наложили такие строгие ограничения?
Ведь мы составляли большинство жителей Иерусалима. И почему арабам не понравится звук шофара?
Ведь это ничем не оскорбляет их религию.
И вот наступил Йом Кипур 1931 года. Я уже заканчивал молиться у Котеля. На сердце было тяжело,
ведь я знал, что не услышу шофара. И вдруг он зазвучал, при том совсем близко от меня!
Невероятно! Может, мне послышалось?
Я огляделся вокруг и увидел молодого раввина по имени Моше Сегаль.
Он дерзко трубил в шофар вопреки запрету англичан. Уже через пару минут его окружили английские солдаты.
Моше Сегаль был арестован. Его продержали под арестом до середины ночи, не давая ни есть,
ни пить. Излишне говорить, как это было тяжело, ведь к моменту ареста он постился уже 25 часов.
Трубление в шофар – это акт гражданского неповиновения.
Найдите в интернете определение
акта гражданского неповиновения. Объясните понятие своими словами.
Как вы думаете, приносят ли плоды акты гражданского неповиновения?
Оправдано ли поведение
раввина Моше Сегаля?
Хорошо ли он поступил?
Знаете ли вы…
…Иерусалим был не единственным стремительно развивавшимся городом за пределами старых стен.
На берегу Средиземного моря в этот же период за стенами старого Яффо возник новый квартал -
Тель-Авив,
который затем превратился в самостоятельный город.
К 1937 году в Тель-Авиве было
уже 150000 жителей.
Сегодня Иерусалим – духовный центр нашей страны,
а Тель-Авив – главный
центр деловой жизни Израиля.
Чем знаменит ваш город?
Разбейтесь на группы. Каждая группа приготовит плакат, на котором будет символически
изображено то, что делает ваш город непохожим на другие.
Представьте ваши плакаты классу.
Воспоминания Шмуэля
Со временем все изменилось. Мы годами хранили мир и добрососедские отношения с соседями-арабами,
и вот все пошло прахом. Арабы устраивали беспорядки то в одной, то в другой части страны.
Они нападали на евреев, и часто это кончалось настоящей резней. Так случилось в Иерусалиме,
Яффо, Иерихоне и Хевроне. Англичане обещали утихомирить арабов, и поначалу мы им верили.
А потом оказалось, что в понимании англичан мир – это ограничение численности евреев в стране.
Не впускать сюда евреев, чтобы не оскорбить чувства арабов. Они заперли ворота страны перед
сотнями тысяч моих собратьев как раз в тот час, когда они пытались избежать смерти от рук нацистов.
Те, кто жил в стране, тоже не знали покоя. Их насильно выгоняли из городов, где они жили раньше,
например, из Хеврона и Газы. Это не помогло – арабы продолжали громить еврейские дома, лавки и убивать евреев.
Когда началась Вторая мировая война, Великобритании отчаянно понадобились солдаты. Призыв
добровольцев был объявлен и в Эрец-Исраэль.
Англичане считали, что арабы и евреи должны
быть равно представлены в британской армии. Уже в первый день записи добровольцев еврейские
призывные пункты были битком набиты народом, в то время как арабские – пустовали. Англичане
поняли, что ошиблись и перестали ограничивать призыв еврейских солдат.
Но, несмотря на
демонстрацию нашей лояльности Британии и при полной нелояльности арабов, мы все равно ощущали
дискриминацию.
Итак, англичане нас не защитили, и мы решили защитить себя сами. Для этого мы создали
военные организации такие как, ЛЕХИ, Хагана и ЭЦЕЛ, на основе которых в будущем формировалась
Армия обороны Израиля.
Однако, англичане объявили их вне закона, арестовывали командиров и отбирали у бойцов оружие. Тогда члены еврейских военных организаций ушли в подполье. Англичане ввели смертную казнь для тех, кто будет задержан с оружием. Моше Барзани, 21 года, был приговорен к смертной казни за ношение оружия.
После окончания Второй мировой войны сотни тысяч беженцев-евреев находились в лагерях для
перемещенных лиц в Европе. Это значит, что у них не было гражданства и паспорта, и ни одна
страна не была готова их приютить. Тем не менее, англичане по-прежнему не разрешали въезд
евреев в Эрец-Исраэль. Тех, кому с большими трудностями удавалось добраться нелегально, тут
же отправляли в лагеря на Кипре. Некоторые беженцы были вынуждены вернуться в Германию.
Еще в 1917 году англичане пообещали нам помочь создать в Стране Израиля национальный очаг
для еврейского народа. Теперь же они потеряли к нам всякий интерес. Им незачем было исполнять
обещанное. Нашлись евреи, такие как Менахем Бегин – вождь ЭЦЕЛа, которые считали, что настало
время выгнать англичан из страны.
Я решил вступить в ЭЦЕЛ и принять участие в борьбе против англичан.
Итак, одна часть евреев Страны Израиля верила, что нужно положить конец власти Британского
мандата.
Другая считала, что Британия – великая держава, и ее помощь еще может пригодиться.
Люди не забыли, что правление англичан принесло пользу стране, сделало ее современной, более
удобной для жизни.
А что думаете вы?
Как вам кажется, насколько роль англичан была важна
в деле создания
еврейского государства?
Воспоминания Шмуэля
ЭЦЕЛ решил атаковать ставку англичан в юго-западном крыле гостиницы "Царь Давид" в Иерусалиме. Там находился штаб британской армии. Нападение на английский штаб одобрила другая военная организация – Хагана, которая в то время была наиболее значительной из всех. Бойцы ЭЦЕЛа проникли в гостиницу и заминировали ее подвал.
Но мы не были убийцами. Нашей задачей было уничтожить штаб. Убивать людей мы не собирались.
Поэтому руководители нашей организации засыпали англичан письмами с предупреждениями о
готовящейся атаке. Аналогичные письма получили представители прессы и сотрудники близлежащего
французского консульства. Мы рассчитывали, что у англичан будет достаточно времени, чтобы
убраться из здания, но не столько, чтобы обнаружить и обезвредить взрывчатку.
Но англичане проигнорировали наши предупреждения. Одни говорят, что они не успели передать
их вышестоящему начальству. Другие говорят, что они посчитали это шуткой. Кто может проникнуть
на территорию тщательно охраняемого военного штаба? Они не покинули здание.
22 июля 1946 года западное крыло гостиницы "Царь Давид" было уничтожено вместе со штабом британской армии. 91 человек погиб. Англичане объявили награду в 10000 фунтов стерлингов тому, кто поможет им схватить Менахема Бегина. А в 1947 году правительство Британии решило, что больше не может удерживать бразды правления Палестиной. Англичане объявили, что оставляют страну и предоставляют ООН право решить ее судьбу.
А между тем арабские атаки продолжались. Как-то раз, в феврале 1948 года я шел на работу, на улицу Бен Иегуда. Было около половины седьмого утра. Мне нужно было доделать то, что я не успел сделать накануне, и, кроме того, я люблю работать в утренней тишине. Вдруг раздался сильный взрыв. Земля содрогнулась, и несколько зданий просто рухнули. Битое стекло летело во все стороны. По счастливой случайности я отделался несколькими царапинами, но десятки людей, находившихся в этих зданиях, погибли. Выяснилось, что араб пригнал грузовики с взрывчаткой в центр города. Ему помогали два английских солдата-дезертира.
Целью теракта было заставить евреев покинуть Иерусалим. Они не понимали, что, как бы не было страшно, Иерусалим мы ни за что не оставим. Только в самом святом в мире городе мы чувствовали себя, как дома. Мы никогда отсюда не уйдем…
Знаете ли вы…
…Сегодня "Царь Давид" – одна из самых знаменитых гостиниц в мире. Здесь останавливались короли и президенты, а также знаменитые актеры и певцы. Среди гостей "Царя Давида" – Уинстон Черчилль, Маргарет Тэтчер, король Иордании Хуссейн, Арнольд Шварценеггер и другие.
Моя бабушка Рохеле приехала в Иерусалим примерно сто лет назад,
в 1850 году. В те времена это был маленький, захолустный, грязный и тесный городок, окруженный
стеной. Благодаря таким людям, как сэр Мозес Монтефиоре, Иерусалим вырос, окружил себя новыми
кварталами и в конце концов превратился в прекрасный современный город. Накануне провозглашения
независимого Государства Израиль он был вполне достоин звания столицы еврейского государства.
Жаль, что бабушка не увидела этого! Она бы плакала от радости.
Но нам еще предстоит много
работы. Мои дети, внуки и правнуки позаботятся о нашем городе. Он станет еще лучше, я в этом уверен.
Приезжайте и сами убедитесь, что я говорю правду.