За стенами Иерусалима (1850-1947)

Дебора Кац

Урок 1

Иерусалим (1850)

Урок 2

Выход за стены

Урок 3

Иерусалим
времен Британского Мандата

Урок 4

До 1948 года:
жизнь
в Иерусалиме


Не одна Рохеле страдала от тяжелой жизни в Старом городе. К 1860 году положение стало невыносимым. Теснота и антисанитария то и дело приводила к эпидемиям, квартирная плата росла, дорожала еда, а улицы все больше и больше наполнялись мусором. Все понимали, что так больше жить нельзя.


28 ияра 5620 (20 мая 1860)

Я опять ходила любоваться окрестными холмами.
По-моему, мы все сошли с ума. Как можно жить в такой
грязи и скученности, когда вокруг столько свободного
места? Мы все чаще и чаще голодаем. Брат выздоровел,
но вокруг бушует эпидемия, и оттого нам нет покоя.
Я даже стала думать – а не совершили ли мы ошибку,
когда уехали из России? Все постоянно говорят о каком-то Монтефиоре: Монтефиоре здесь, Монтефиоре там...
Говорят, он нас всех спасет. Дай Бог, чтобы это оказалось правдой.



Кто такой сэр Мозес Монтефиоре?

Моисей (Мозес) Монтефиоре (1784-1885) родился в Италии и вырос в Лондоне.
Он был богатым предпринимателем, добился большого успеха в делах, и в 40 лет отправился на покой.
Монтефиоре решил посвятить все свое время филантропии. # Сэр Монтефиоре любил свой народ и делал все, что мог, чтобы улучшить его положение.



Сэр Мозес (Моше) Хаим Монтефиоре. 1784 - 1885


...В 1840 году в Дамаске пропал монах. Поиски ни к чему не привели, и тогда группу сирийских евреев обвинили в его смерти. Их арестовали, заключили в тюрьму и подвергли жестоким издевательствам и пыткам, обвиняя в убийстве монаха в ритуальных целях. Это было не что иное как кровавый навет. #


Сэр Монтефиоре отправился в Дамаск во главе еврейской делегации. Он потребовал освобождения невинных людей. Узников освободили, но обвинение в ритуальном убийстве осталось в силе. Чтобы снять обвинение, Мозес Монтефиоре отправился в Турцию, на встречу с султаном, который в то время правил на всей территории Ближнего Востока.


После встречи с еврейским филантропом султан согласился снять с сирийских евреев ложные обвинения и осудил их арест и издевательства над ними.

Затем сэр Мозес отправился в Россию, Марокко и Румынию, где евреи также подвергались несправедливым гонениям. Иногда он использовал связи в британском правительстве, иногда просто выкупал узников за деньги.


В 1858 году в Италии тяжело заболел еврейский мальчик - Эдгардо Мортара. Его жизнь висела на волоске. Няня Эдгардо, христианка, тайком крестила мальчика, опасаясь, что иначе после смерти он попадет в ад. Эдгардо выздоровел, и тогда католическая церковь силой забрала его из семьи, утверждая, что он христианин, и должен получить соответствующее воспитание. Мальчика увезли в Рим. Туда же отправился сэр Монтефиоре. Он встретился с Папой Римским в надежде убедить его вернуть ребенка родителям. Сэр Мозес заручился поддержкой правительств Британии, США, Германии, Австрии и Франции. Несмотря на международное давление, папа отказался выполнить требование Монтефиоре. Эдгардо вырос в Риме, стал католическим священником и позже выступал перед еврейскими общинами в качестве проповедника-миссионера.


Однако усилия сэра Монтефиоре не пропали понапрасну. Эта история вынудила правительство Италии ограничить власть католической церкви и ее влияние на жизнь в стране.

Сэр Монтефиоре помогал не только евреям.


В 1833 году, чтобы отменить рабство на территории колоний Британской империи, возникла необходимость собрать 20 миллионов фунтов стерлингов и выплатить рабовладельцам компенсацию. На помощь британскому правительству пришли две богатые еврейские семьи - Монтефиоре и Ротшильды.


В знак признания особых заслуг перед страной королева Виктория произвела Мозеса Монтефиоре в рыцари.

Сэр Монтефиоре приложил немало сил, чтобы еврейская община Иерусалима расцвела и окрепла. В окрестностях Старого Иерусалима он выстроил новый квартал под названием "Мишкенот-Шаананим" (Приют безмятежных). Он также построил больницу и создавал рабочие места для неимущих и безработных. Сэр Монтефиоре построил типографию, текстильную фабрику и финансировал несколько сельскохозяйственных колоний. Он отреставрировал Кевер Рахель – гробницу праматери Рахели, место, где евреи молятся вот уже несколько тысяч лет.



Герб и карета сэра Мозеса Монтефиоре


Сэр Монтефиоре много путешествовал. Чтобы обеспечить себя кошерным питанием во время странствий, он повсюду возил за собой шойхета (специального человека, осуществляющего шхиту) # Он принимал приглашения на праздники и банкеты только убедившись, что хозяева готовят для него кошерную трапезу.

Мозес Монтефиоре скончался в возрасте 101 года.


Про него сложили песню. В ней сказано, что в 80 и 90 лет еврейский филантроп уговаривал ангелов не забирать его на небо, потому что у него еще много дел на земле. А в 100 лет они и сами не стали забирать сэра Монтефиоре, чтобы он сумел отремонтировать гробницу Рахели.


Пять кварталов Иерусалима названы в честь этого замечательного человека: Емин-Моше, Кирьят-Моше, Оэль-Моше, Зихрон-Моше и Мазкерет-Моше. Квартал Емин-Моше украшают два исторических памятника, связанных с жизнью сэра Монтефиоре: мельница Монтефиоре и его карета.


Мельница Монтефиоре

Однажды сэр Монтефиоре приобрел участок земли на холме напротив стен Старого города. Он хотел построить там больницу. Горожане убеждали его, что жители Старого города не поедут туда лечиться, опасаясь нападения разбойников. Тогда сэр Монтефиоре решил построить на принадлежавшей ему земле новый еврейский квартал. Чтобы жители квартала могли сами зарабатывать себе на жизнь, он построил на холме ветряную мельницу.
Мозес Монтефиоре пытался убедить жителей Старого города поселиться в новом квартале, но поначалу не получил поддержки.





Квартал под названием "Мишкенот-Шаананим" (Приют безмятежных)


Дорогой дневник,
ты не поверишь, но у нас все только и говорят, что о новом квартале Мозеса Монтефиоре.
Он купил землю и строит на ней дома.
Наконец-то мы сумеем убраться отсюда
и поселиться на новом месте! Вот только
папа против. Он считает, что нельзя
оставлять то, что нынче зовется "Старым городом", потому что здесь пребывает особая святость. "Как я могу отсюда уехать! – восклицает он.
И мама тоже боится жить посреди необжитой, дикой земли. "Эти разбойники так и рыщут везде, - говорит она, - того гляди, убьют".

Но я готова к переезду. Меня не страшат трудности. Наоборот, путешествия и приключения влекут меня. Я бы оставила Старый город, но не могу же я уехать одна, без семьи!



А что бы сделали вы?

Уехать или остаться?
Какие трудности ждут переселенцев на новом месте?
Какую выгоду сулит им переселение в новый квартал?



Первый квартал за пределами Старого города был построен на деньги Мозеса Монтефиоре. Он называется "Приют безмятежных" – Мишкенот-Шаананим. Название "Мишкенот-Шаананим" - неточная цитата из книги пророка Ишаягу (32:18)

וְיָשַׁב עַמִּי, בִּנְוֵה שָׁלוֹם; וּבְמִשְׁכְּנוֹת, מִבְטַחִים, וּבִמְנוּחֹת, שַׁאֲנַנּוֹת.

И будет жить Мой народ на мирном приволье, в безопасных приютах (мишкенот), и в безмятежном (шаананим) покое.





Первый дом в квартале Мишкенот-Шаананим (Приют безмятежных)


Почему первый квартал за пределами Старого города был назван "Приют безмятежных"?
О чем мечтал сэр Монтефиоре, давая кварталу такое название?



Мозес Монтефиоре построил за пределами Старого города двадцать домов и решил устроить лотерею. Те, кто выиграют квартиры, отправятся в новый квартал на семимесячный срок, а затем вернутся назад и дадут возможность другим семьям участвовать в эксперименте.



Как вы думаете, обрадовались ли евреи Старого города такой возможности?
Как вы думаете, что случилось с Рохеле и ее семьей?
Перебрались ли они в новый квартал?
Что случилось с ними там?



Новые кварталы Иерусалима



Махане-Исраэль – Стан Израилев





Махане-Исраэль: мощные внешние стены домов защищали квартал в ночное время


Квартал Махане-Исраэль выстроили в 1868 году для выходцев из стран Магриба – Туниса, Алжира, Марокко и Ливии.

Квартал представлял собой расположенные в виде каре дома вокруг общего внутреннего двора. Во дворе помещались общественные цистерна с водой и печь. Мощные внешние стены домов защищали квартал в ночное время. Из внутреннего двора на улицу вел единственный ход, в конце которого находились ворота. Они запирались на ночь. Все эти меры обеспечивали безопасность жителей квартала.



Нахалат-Шива – Надел семерых





Нахалат-Шива — третий (хронологически) еврейский район в центре нового города


В 1869 году семь человек объединили свои усилия, чтобы построить новый квартал в Иерусалиме. Они приобрели участок земли напротив квартала Махане-Исраэль. Участок был поделен на семь частей, каждая из которых выходила на Яффскую дорогу.

Этот квартал не был защищен стеной. Его должна была охранять турецкая полиция, однако жители не чувствовали себя в безопасности.



Бейт-Давид (он же Бейт-Исраэль) – Дом Давида





Квартал Бейт-Давид, во внутреннем дворе находилась общая цистерна с водой


Квартал Бейт-Давид был основан в 1873 году Давидом Рейзом. Он предназначался для бедных евреев из числа "прушим" - так называли себя последователи Виленского Гаона, стремившиеся возвести святость в основу своего образа жизни.

Квартал представлял собой дом на десять квартир, выстроенный в виде каре, подобно кварталу Махане-Исраэль. Во внутреннем дворе также находилась общая цистерна с водой.



Меа-Шеарим – "Во сто крат"





Меа-Шеарим – этот район был построен по образу и подобию еврейских местечек Восточной Европы


Этот квартал построили в 1874 году на земле, приобретенной "Обществом Меа-Шеарим".

Словосочетание "меа шеарим" – "во сто крат" встречается в недельном разделе Торы, который выпал на ту неделю, когда было основано это общество. Вот этот отрывок:

וַיִּזְרַע יִצְחָק בָּאָרֶץ הַהִוא, וַיִּמְצָא בַּשָּׁנָה הַהִוא מֵאָה שְׁעָרִים; וַיְבָרְכֵהוּ, יְהוָה

Берешит, 26:12.



И засеял Ицхак землю ту, и собрал в тот год во сто крат (больше), и благословил его Господь.





В современном Иерусалиме жилье во всех пяти кварталов эпохи "выхода за стены" пользуется большим спросом. Сегодня, за редким исключением, это живописные уголки, полные особого очарования старины.





Давайте снова почитаем дневник Рохеле и попробуем понять, почему одни жители Еврейского квартала предпочитали жить в тесноте и антисанитарии, а другие оставляли квартал и перебирались в новые места

Мы узнаем, кто такой сэр Мозес Монтефиоре, и как он помогал евреям

Мы поговорим о том, как возникли первые кварталы за пределами Старого города, и почему не все евреи хотели туда перебраться


Задание:


Прочитайте текст второго урока,
отрывки из дневника рохеле и ответьте
на задания в конце главы



Задание 2_1

Задание 2_2

Задание 2_3

Задание 2_4