"Выход за стены" пришелся на время, когда Страной Израиля правила Оттоманская (Турецкая) империя.
Этот период продолжался до 1917 года. Далее, в процессе Первой мировой войны, Палестина была
завоевана Великобританией.
Подойдя к Иерусалиму, английский генерал Эдмунд Алленби спешился из
уважения к Святому городу и вошел в ворота. Армия последовала его примеру.
Так, пешим строем, англичане вошли в Иерусалим.
Знаете ли вы…
...что Иерусалим сдался англичанам без боя. Как это случилось? А вот как.
...Британская армия стояла
под Иерусалимом, в арабском селе Наби-Самуэль, и два армейских повара отправились
в город,
чтобы раздобыть яиц к обеду. Они шли по улицам
в поисках продуктовой лавки и вдруг с удивлением
увидели,
что их приветствует сам губернатор города, Селим Эфенди
Аль-Хусейни. Губернатор знал,
что турецкий султан проигрывает англичанам, и принял двух поваров за передовой отряд
британской армии.
Он вывесил белый флаг и передал город
в руки двух случайных солдат. Так Иерусалим и оказался
в руках Великобритании.
Знаете ли вы…
…что Британия опубликовала официальный документ -
"Декларацию Бальфура",
в котором признала право еврейского народа на создание еврейского национального очага на
территории Палестины.
Впервые в истории великая держава признала право
еврейского народа
на Страну Израиля.
Что обнаружили англичане в Иерусалиме? Город представлял собой жалкое зрелище.
Турецкие власти ничего не делали для городского хозяйства, и Иерусалим превратился в
запущенный, грязный, перенаселенный город. То и дело в нем вспыхивали эпидемии, а население
страдало от недоедания. Большая часть евреев все еще проживала в Старом городе.
Новая власть взялась изменить ситуацию и превратить Иерусалим в современный город. В Иерусалим
стали завозить продовольствие, начали борьбу с эпидемиями и решили проблему водоснабжения.
Англичане провели в дома водопровод, протянули в город линии электропередач, отремонтировали
железную дорогу, которая соединяла Иерусалим с центром страны. Были построены новые дома,
государственные и общественные учреждения.
Впервые за 700 лет Иерусалим был провозглашен
столицей Палестины. Английского еврея Герберта Самуэля назначили Верховным комиссаром Британской
империи в Палестине, и он поселился в своей резиденции в Святом городе.
Герберт Самуэль
1 июля 1920 года в порту города Хайфа причалил корабль, на котором прибыл Верховный комиссар
Великобритании в Палестине Герберт Самуэль. Евреи радовались: наконец-то их соплеменник
будет управлять страной!
Это была "Шабат Нахаму" – первая суббота после 9-ава, когда читается отрывок из книги пророка
Ишаягу, называемый "нахаму" – "утешайте (народ Мой)".
Герберт Самуэль вошел в Старый город
через Яффские ворота и направился в Еврейский квартал, к синагоге "Хурва". Его приветствовала
толпа евреев. Радостное возбуждение буквально витало в воздухе.
Комиссару предоставили почетное право чтения Афтары – отрывка из Ишаягу, давшего название субботе.
Содержание отрывка как нельзя лучше соответствовало происходящему.
א נחמו נחמו, עמי--יאמר, אלוהיכם. ב דברו על-לב ירושלים, וקראו אליה--כי מלאה צבאה, כי נרצה עוונה: כי לקחה מיד יהוה, כפליים בכל-חטאותיה.
Утешайте, утешайте народ Мой, - сказал Господь, - говорите к сердцу Иерусалима и взывайте к
нему, ибо закончилось (время) изгнания его.
Англичане активно содействовали строительству новых кварталов по всему городу. Эти кварталы
были выстроены в соответствии с популярной в то время теорией "города-сада", согласно
которой каждый городской дом должен быть окружен садом. По этому образцу строились новые
города в Англии, Америке и многих других странах.
Один из новых кварталов Иерусалима так
и был назван – "Байт ва-Ган", что буквально значит "дом и сад". В новых кварталах,
окружавших Иерусалим, все было, как в городах-садах Европы: пешеходные улицы, парки, торговые
зоны, общественные учреждения и прекрасные сады на участке каждого домовладельца.
В 1918 году на горе Скопус было начато строительство Еврейского университета. Буквально через несколько лет
его преподавательский состав пополнился рядом выдающихся ученых из многих стран мира.
Право заложить первый камень в фундамент университета было предоставлено
д-ру Хаиму Вейцману.
Хаим Вейцман
Хаим Вейцман родился в небольшом селении около Пинска (сегодня – Беларусь) в 1874 году.
Он получил традиционное еврейское образование в хедере, затем поступил в реальное училище в
Пинске, а продолжил учебу в Германии. Вейцман получил степень доктора в области химии в
одном из университетов Швейцарии и был приглашен на работу в Манчестер.
В Англии Вейцман
занимался разработкой взрывчатого вещества, которое успешно применялось на фронтах Первой
мировой войны. Благодаря этой разработке, Вейцман заслужил признание британского правительства.
С юных лет Вейцман поддерживал сионистское движение и принял участие во многих его конгрессах.
Пользуясь своим влиянием и связями в правящих кругах Великобритании, он сумел добиться
признания права еврейского народа на создание национального очага в Палестине. Результатом
этих усилий стало принятие декларации Бальфура.
Однажды член палаты лордов спросил у Вейцмана: "Зачем вам, евреям, создавать национальный
очаг
в Палестине, когда в мире так много слаборазвитых стран?" На это Вейцман ответил:
"Зачем вы проехали двадцать миль, чтобы встретиться с матерью? Ведь
на вашей улице так
много других пожилых женщин".
Вейцман неоднократно приезжал в Палестину и встречался там с представителями британской
администрации. Он также основал научно-исследовательский институт в Реховоте, который
сегодня носит его имя. Это один из передовых исследовательских центров мирового масштаба.
В марте 1948 года состоялась встреча Вейцмана с президентом США Гарри Трумэном, темой
которой была важность создания еврейского государства. Независимое Государство Израиль
было провозглашено 14 мая 1948 года, а уже через 11 минут после подписания Декларации
Независимости США признали новое государство.
Через три дня, 17 мая 1948 года, Хаим Вейцман был избран президентом Государства Израиль. Он оставался на этом посту до своей кончины в 1952 году.
А что же случилось с девочкой Рохеле из Старого города?
В конце концов Рохеле переехала в
новый дом в Мишкенот-Шаананим. Она вышла замуж за репатрианта из Германии, и у них родились
четверо детей. Один из ее внуков, Шмуэль, по-прежнему живет в Иерусалиме. Как и его бабушка,
он своими глазами видит, как растет город, как на месте пустырей возникают новые кварталы.
А вот и Шмуэль, знакомьтесь...
Когда я был маленьким, прабабушка иногда сажала меня на колени и рассказывала всякие истории.
Чаще всего это были воспоминания детства. А детство прабабушки прошло в Еврейском квартале
Старого города. Когда сэр Мозес Монтефиоре построил Мишкенот-Шаананим, прабабушка была в
числе тех, кто отважился покинуть Старый город. Ее мечта о новом Иерусалиме вдохновила и
меня. Я стал архитектором. Теперь я проектирую дома для новых кварталов, которые строятся
на холмах вокруг Иерусалима.
В 1920-е годы в Иерусалим приехало множество евреев. Понадобилось много жилья. По этому
поводу прабабушка часто цитировала слова из книги пророка Зхарьи:
כֹּה אָמַר, יְהוָה צְבָאוֹת, עֹד יֵשְׁבוּ זְקֵנִים וּזְקֵנוֹת, בִּרְחֹבוֹת; ברְחֹבוֹת הָעִיר יִמָּלְאוּ, יְלָדִים וִילָדוֹת, מְשַׂחֲקִים, בִּרְחֹבֹתֶיהָ.
Так сказал Господь: еще будут сидеть старики и старухи на улицах… и улицы Иерусалима наполнятся играющими мальчиками и девочками.
И это пророчество исполнилось!
В 1921 году я сам принимал участие в строительстве Тальпиота,
в 1922 году – Бейт а-Керема, в 1924 году – Рехавии, в 1926 – Байт ва-Гана. Я наблюдал,
как меняется пейзаж Иерусалима, как его улицы наполняются играющими детьми. Я видел стариков,
которые сидят возле своих домов и смотрят, как играют их внуки.
Мы не просто строили дома. Мы разбивали чудесные парки и сады вокруг, возвращая Иерусалиму
его былую красоту. Евреи приезжали и приезжают сюда не только потому, что это святой город,
но еще и потому, что здесь приятно жить. Такой город достоин быть столицей нашего государства!
Придумайте свой собственный город.
Дайте ему название.
Начертите план города, придумайте,
как будет называться главная улица.
Жизнь в Иерусалиме в период Британского мандата
Новой английской администрации было хорошо известно, что между арабским и еврейским населением
города существуют напряженные отношения. Хотя евреи составляли большую часть населения
Иерусалима, британские власти настояли на том, чтобы городской совет состоял из двух мусульман,
двух христиан и двух евреев. Это означало, что евреи остались в меньшинстве в городском совете.
Более того, англичане продолжили традицию, сложившуюся в годы Оттоманской империи, согласно
которой мэром города всегда назначают мусульманина.
Напряженность между арабами и евреями постоянно росла. Евреи со всего света спешили в Страну
Израиля, и арабы опасались, что скоро окажутся в меньшинстве. Когда представители британской
администрации пытались разрешить конфликты, они становились объектами нападок с обеих сторон.