Четыре святых города

Элли Гельман

Урок 1

Сказка
о четырех
городах

Урок 2

Город
Цфат

Урок 3

Город
Хеврон

Урок 4

Город
Тверия

Сказка о четырех городах (продолжение)


Последней взяла слово Тверия, город у глубокого синего озера на севере страны.



- Я тоже святой город, - сказала Тверия, - разреши показать тебе мои сокровища. Пока ты, о Иерусалим, лежишь в развалинах, еврейские дети будут навещать меня и вспоминать о тебе.



Выслушал Тверию Иерусалим и спрашивает:
- Как же они вспомнят обо мне, увидев тебя? Не похожа ты на меня, Тверия, сестра моя. Я стою на высоком холме, а ты - у подножия гор. Я у края пустыни, а ты - на берегу озера.



Тверия слушала, не перебивая. А потом тихо сказала:


- Лучшие друзья иной раз совсем не похожи друг на друга. Когда оба умеют бросать мяч, но ни один не умеет ловить, как им играть вместе? Когда оба рисуют, и каждый хочет взять синий фломастер, они могут поссориться. Но если один любит синий цвет, а другой - зеленый, они не поссорятся. У нас с тобой много общего. Мы оба - святые города в Земле Израиля, и мы х отим, чтобы еврейские дети помнили о нашей стране. Мы оба дарим свои сокровища еврейскому народу.



- Ну, посмотрим, - сказал Иерусалим, - посмотрим, что ты мне покажешь.

И Тверия рассказала удивительную историю.

Колодец пророчицы Мирьям


Когда евреи совершили Исход из Египта # , они долго скитались по безводной пустыне. Все страдали от жажды и жаловались Моше-рабейну # . Однажды Моше ударил посохом о скалу, и показалась вода. Как рассказывает мидраш (легенда), поток, лившийся из скалы, разделился на двенадцать ручьев. Каждый ручей потек к шатрам одного из двенадцати колен Израиля. Так у евреев появилась вода!



Согласно мидрашу, скала, давшая начало водному потоку, превратилась в колодец и стала путешествовать вместе с сынами Израиля. Куда бы они ни шли, колодец шел за ними. Его называли колодцем пророчицы Мирьям # , потому что она спасла Моше, опустив его в воды Нила. Сорок лет колодец Мирьям поил еврейский народ чистой, свежей водой.



Когда сыны Израиля пришли в Землю Обетованную, колодец превратился в огромный камень. Покатился камень по долинам и горам, по полям да по лугам и, наконец, докатился до Тверии. А там - прыгнул в Кинерет, опустился на дно озера и снова превратился в колодец - подводный ключ. С тех пор вода в Кинерете всегда свежая и чистая - ключ поит озеро своей водой. И еще говорят, будто праведные люди могут видеть колодец Мирьям на дне озера Кинерет.




Озеро Кинерет


В 1948 году, когда было провозглашено независимое Государство Израиль, руководители страны, как и Моше, должны были решить проблему воды, чтобы народ не страдал от жажды. И они решили построить систему труб, по которой вода будет поступать из озера Кинерет в города, поселки и деревни.

Строительство Мовиль Арци (национального водовода) заняло десять лет. И теперь в каждом израильском доме из крана течет вода озера Кинерет. Так, спустя три тысячи лет, колодец пророчицы Мирьям снова поит еврейский народ.

Хотите узнать, сколько воды в озере Кинерет? Посмотрите на эту необычную скульптуру на берегу озера, в центре которой вырезано смотровое окно в форме озера. Заглянув в окно, вы сможет увидеть, каков уровень воды в Кинерете.


Много-много лет назад люди молились, чтобы Бог ниспослал им воду в пустыне. Сегодня мы тоже произносим молитву о дожде, но этого недостаточно. Мы сами должны беречь воду, чтобы ее запасы не иссякли.

А сейчас давайте совершим путешествие во времени и познакомимся с девочкой Мерав и мальчиком по имени Иегошуа. Они жили в Тверии почти две тысячи лет назад. Смотрите, вот они стоят на пороге древней синагоги.

Давайте прислушаемся. О чем они говорят?




Кто эти люди? Я никогда их раньше не видел.




Это члены Сангедрина # . Им пришлось покинуть Иерусалим после того, как римляне разрушили город. Вот этот человек в голубом облачении - глава Сангедрина, наси.





Я думал, Сангедрин - это высший суд, который заседает в Иерусалимском Храме. Что они здесь делают?




Да, это правда. В этот суд входят семьдесят самых мудрых раввинов нашей страны. Когда-то раньше Сангедрин собирался в Храме. Люди приходили в Бейт а-Микдаш и могли слышать, как мудрецы обсуждают законы Торы, и какие решения принимают. После разрушения Храма, мудрецам Сангедрина удалось спастись. Они жили в разных городах, а сейчас решили переселиться в Тверию.


И что они будут делать в Тверии? Здесь ведь нет Храма!





Они будут изучать Тору и учить жителей города ее мудрости. Для того, чтобы учить и учиться, не нужен Храм. Я слышала, что рабби Иегуда а-Наси # велел своим ученикам записать законы Торы, чтобы они не забылись. На уроке учитель повторяет закон снова и снова, и это помогает ученикам запомнить его. Такое учение называется Мишна - повторение. Может быть, здесь, в Тверии, мудрецы сумеют закончить книги Мишны # , над которыми трудятся уже много лет. А еще они строят синагогу, где будут молиться и учиться. Посмотри, какие здесь красивые мозаики на полу! Они изображают сцены из Торы и разные помещения Храма.

Конечно, Иерусалим был самым красивым городом в мире, но я горжусь тем, что наша Тверия приютила Сангедрин до тех пор, пока Иерусалим и Храм не будут отстроены. Давай зайдем в синагогу и рассмотрим ее прекрасные мозаичные картины.





Мозаика - это изображение, составленное из маленьких разноцветных камешков. Мозаики часто украшают полы древних синагог.


Когда Иерусалим услышал, как Тверия собирается напоминать детям о Храме, он улыбнулся. И тогда Тверия сказала: "Я могу показать тебе и другие сокровища".



Вот что рассказала Тверия:
"Давным-давно жил да был мальчик по имени Реувен. Ему исполнилось шесть лет, и он уже выучил все буквы. И тогда Реувен решил, что пора ему самому читать Тору. Он открыл книгу и увидел первую фразу:




Реувен увидел первую букву, бет. Он знал, что она обозначает звук "б". Но как прочитать слово, если в строчке - одни согласные? Что означает этот "бет"? Слог "ба"? Или слог "бэ"? Или слог "бу"? Реувен читал так и сяк, но у него ничего не получалось. И тогда он пошел к своему отцу и грустно сказал, что никогда не сумеет читать Тору.


Отца Реувена звали Аарон бен Моше бен Ашер,
и он был одним из великих мудрецов Тверии.



Аарон бен Моше бен Ашер обнял сына и ласково сказал:
- Я тебе помогу. У меня есть идея. Давай запишем значки над строчкой или под строчкой - линии, черточки и точки. Они покажут, как следует огласовать текст.
- Огласовать? Что это значит?

Вместо ответа рабби Аарон вытащил деревянную палочку и принялся чертить на глине точки и линии. Он объяснил Реувену, как будет читаться та или иная буква в зависимости от того, какие значки стоят под ней или над ней.

Реувен очень обрадовался. Он спросил не может ли отец расставить эти значки во всем свитке Торы? Рабби Аарон сказал, что свиток Торы трогать не стоит, но для Реувена он напишет новый свиток, с огласовками. Так он и поступил. И теперь первая фраза Торы выглядела так:




Рабби Аарон бен Моше бен Ашер жил в Тверии сотни лет назад. Он вместе с сыновьями придумал систему огласовок, помогающую читать на иврите. Так возникли таамим. Они показывают, какие гласные следуют за согласными, а также заменяют ноты, чтобы Тору можно было читать нараспев.



Рабби Аарон расставил огласовки в первых пяти книгах Торы, которые называются Хумаш - Пятикнижие. Когда вы будете учиться читать Тору, вам помогут огласовки, придуманные в Тверии. Правда, здорово?


В Тверии похоронены два величайших раввина.

Рабби Меир Бааль а-Нес (рабби Меир-чудотворец)


Рабби Меир родился почти две тысячи лет назад, вскоре после того, как был разрушен Храм в Иерусалиме. Он был одним из тех, кто составлял Мишну - книги законов Торы. Жена рабби Меира, Брурия, тоже была мудрецом, она долгие годы изучала и преподавала Тору. О рабби Меире рассказывали, будто он умеет совершать чудеса. За это его и прозвали чудотворцем.


Могила рабби Меира хорошо видна с озера Кинерет, так как над ней в более поздние времена построили здание с голубым куполом

Рамбам


Рамбам - это сокращение имени рабби Моше бен Маймон. Иногда его также называют Маймонидом. Он жил 800 лет назад. Рамбам написал несколько значительных книг, объясняющих законы Торы. Он также был знаменитым врачом и много лет занимал должность придворного врача египетского султана. Сегодня некоторые больницы в Израиле носят имя Рамбама. Множество людей писали ему письма с просьбой объяснить закон Торы или дать правильный совет. Евреи до сих пор руководствуются указаниями Рамбама.

Например, таким:
лучший вид благотворительности -
устроить человека на работу.



Но Тверия - это не только могилы праведников и исторические памятники. Как и в древности, здесь можно прекрасно отдохнуть.



Посмотрите на два рекламных объявления.
Какое из них написано много-много лет назад,
а какое - в наши дни?

У Тверии много сокровищ: прохладная вода Кинерета и горячая вода курорта Хамей Тверия.

В давние времена, когда в городе жили знаменитые раввины и мудрецы, Тверию посещало множество гостей. Сюда приезжали и местные евреи, и люди из других стран. Богатые римляне строили здесь великолепные виллы. Целебные воды источников славились далеко за пределами страны.

И сегодня люди продолжают любить Кинерет и горячие источники. Вдоль всего побережья расположены отели и разбиты прекрасные пляжи. Тверия - приятный и гостеприимный город.



- Да, Тверия, сестра моя, - сказал Иерусалим, - ты - отличный город. Ты поможешь еврейским детям не забыть Иерусалим.



Выслушал Иерусалим истории святых городов Цфата, Хеврона и Тверии и перестал плакать. "Обещаю вам, - сказал Иерусалим, - когда мои дети вернутся ко мне, вы по-прежнему останетесь для них святыми городами".

לשנה הבאה בירושלים הבנויה


На следующий год - в отстроенном Иерусалиме





На предыдущем
уроке вы узнали,
какие сокровища
показал Иерусалиму
Хеврон.

А теперь прочтите,
о чем рассказала
Тверия, которую
также называют
"Тивериада".



Задание 4_1

Задание 4_2

Задание 4_3

Задание 4_4