Четыре святых города

Элли Гельман

Урок 1

Сказка
о четырех
городах

Урок 2

Город
Цфат

Урок 3

Город
Хеврон

Урок 4

Город
Тверия

Сказка о четырех городах (продолжение)


Первым ответил Иерусалиму Цфат - город, расположенный на высоком зеленом холме.

- Я помню, Иерусалим, как прекрасен ты был! Я помню, как восхищались тобой все приходящие в Храм.

Они любовались твоими ткаными завесами, золочеными колоннами и мраморными стенами. Они разглядывали твои золотые гранаты и виноградные гроздья, твои гладкие мраморные полы, в которых отражались солнечные лучи.

Они слышали песнопения - псалмы царя Давида, исполняемые левитами#.

Твои гости наслаждались яркими цветами, чудесными ароматами и сладкозвучными песнями.

Но я, город Цфат, сумел сохранить краски и музыку Иерусалима. Когда ко мне придут твои дети, я сумею напомнить им о цветах и песнях Храма.




Иерусалим ничего не ответил. Он лишь тихо пропел мелодию, которую пели путники, входящие в городские ворота.

שמחתי באומרים לי בית ה' נלך

Возрадовался я, когда сказали мне:
"В дом Господа пойдем".

Теилим, 122:1





- Но так ли ты красив, Цфат? - спросил Иерусалим, - и умеешь ли ты сочинять красивую музыку?
- Конечно, - отвечал Цфат, - пойдем со мной, и ты убедишься в этом сам.


Краса Цфата



Когда Беит а-Микдаш (Храм), был разрушен, семьи его священников, коэнов # , устремились в Цфат.


Девочка по имени Наама бат Яким пришла в Цфат вместе с другими. Ничего в этом городе еще не было - ни домов, ни улиц. Только яркая зелень на холме и чистые родники, сбегающие в долину. Переселенцы чудом избежали гибели. Они потеряли свои дома и имущество и теперь были готовы жить в деревянных хижинах и ходить по скользким глинистым тропинкам.

Родители Наамы учились обходиться без добротной мебели и жареного мяса жертвоприношений, которое они ели во время храмовых праздников. Отец Наамы стал виноградарем. Он разбил виноградник на тенистом склоне горы, а мама Наамы стригла овец, пряла шерсть и ткала из нее ковры.

Наама скучала по красивой цветной одежде, которую коэны носили в Храме. Она не хотела пасти овец и трудиться на винограднике. Целыми днями девочка бродила по округе и искала что-нибудь яркое и красивое - такое, как в Храме.

Однажды весной Наама спустилась в долину, нарвала весенних цветов и сложила их в корзину. Она наполнила кувшин чистой родниковой водой. По дороге домой на склонах горы Наама нашла множество разноцветных камешков: оранжевых, красных, зеленых, белых и черных.

Наама уселась возле хижины и посмотрела в небо. Отсюда оно казалось таким близким! Она принялась перетирать камни и цветы и разводить их водой. Знаете, что у нее получилось? Ну, конечно, краски! Белая, черная, желтая, голубая, зеленая, оранжевая и красная! Наама взяла деревянную дощечку и нарисовала прекрасную долину, откуда явились эти яркие цвета.




Цфат. Лес (фрагмент картины, худ. Ася Кац)


Теперь Наама знала, что делать. Вокруг было столько красоты: горы, ручьи, небо, деревья… Все это радовало глаз, как Иерусалим прежних дней. И все это можно было нарисовать! Каждый день Наама рисовала новую картину. Однажды она залюбовалась снежной шапкой на вершине горы Хермон # . Девочка развела водой толченый мел. У нее получилась белая краска, и вот картина с видом Хермона была готова. В другой раз она заметила, как синеет вдалеке край озера Кинерет # .

Наама собрала много синих цветов, растерла их, развела водой и нарисовала озеро. Она больше не тосковала по прежней жизни. Наама была счастлива.




Ворота Цфата (фрагмент картины, худ. Ася Кац)


Цфат постепенно рос, и сюда стали приходить путники из дальних краев. Они покупали у родителей Наамы вино и шерсть. Каждый, кто появлялся в доме, был поражен красотой картин, написанных Наамой. На них была вся краса Цфата - зелень, цветы, небо и горы. Так Цфат превратился в место, где люди радовались красоте сотворенного Богом мира. Так же, как когда-то радовались в Иерусалиме.


Продолжение сказки



Иерусалим выслушал истории, рассказанные Цфатом, и сказал:

- Цфат, мой брат! Твои яркие краски напомнят людям о моей былой красе. Как прекрасно, что твои дети рисуют картины!

Цфат улыбнулся и ответил: - Но это еще не все...

Представьте себе, что вы находитесь в Цфате в канун субботы. Сейчас 1571 год.

Вы стоите на главной улице города, а солнце медленно садится за гору, окрашивая все вокруг в алые и желтые тона. Отовсюду долетают ароматы субботних блюд и свежеиспеченных хал.

Неожиданно перед вами раскрывается дверь. Из дома выходит молодой человек, облаченный в талит. На нем белые одежды, а его лицо светится приветливой, доброй улыбкой.

Он идет вдоль по улице, двери других домов распахиваются, люди выходят и следуют за ним. Они негромко поют. Вы тоже можете присоединиться к процессии и выйти из города на открытый простор...


Вдруг все замолкают, а человек в белом талите начинает петь. Его голос звучит все сильнее и сильнее. Он поет:

לכה, דודי, לקראת כלה...

"Выйди, мой друг, навстречу невесте, субботу встретим с тобою вместе".

Все протягивают руки, словно хотят обнять царицу-Субботу. И вы тоже встречаете ее песней, поклонами и раскрытыми объятиями. И вот она пришла. Солнце село, скоро появятся первые звезды.

Этот молодой человек в белом талите – не кто иной, как рабби Ицхак Лурия # , которого также называют Святой АРИ. Так люди встречали субботу, когда этот великий мыслитель жил в Цфате. Сегодня на том месте, где АРИ и его ученики пели песню в четь шабата # , стоит синагога, которую называют "Синагогой АРИ".



А песня, которую они пели, называется Леха, Доди # . Она открывает субботние молитвы, и ее можно найти в любом сидуре - молитвеннике.

Эта прекрасная песня тоже была написана в Цфате, ее автор - рабби Шломо а-Леви Алькабец # .

- В этой песне говорится о тебе, Иерусалим, - сказал Цфат.
- Храм Царя, столица, поднимись из развалин, довольно жить в долине скорби, - это сказано об Иерусалиме.



Цфат и каббала



Святой АРИ и другие мудрецы Цфата были каббалистами. Каббала - это тайное учение, цель которого - раскрыть перед человеком тайны мира. Каббала отвечает на такие вопросы, как:


- зачем создан мир и человек?
- что Бог хочет от человека и лично от меня?



Каббалу еще называют "еврейской мистикой". В течение столетий Цфат был главным центром изучения Каббалы и остается им до сегодняшнего дня.


Старинные синагоги Цфата. Современная карта


Храм в Иерусалиме в древние времена помогал человеку приблизиться к Богу. Мудрецы Цфата приближали людей к Богу через много столетий после разрушения Храма.


Еврейская музыка и Цфат



Как и горы вокруг Цфата, мелодии то стремятся вверх, то нисходят вниз. Поэтому Цфат - идеальное место для сочинения и исполнения музыкальных произведений.



А теперь город Цфат приглашает вас на музыкальный фестиваль.
Приглашение (Леня, красивости) Время проведения: ежегодно летом, после 9-го Ава #
Место: улицы и площади Цфата
Программа: сотни еврейских народных музыкантов (клезмеров # ) играют для жителей и гостей города.

Лавки и магазины Цфата открыты для посетителей до поздней ночи, повсюду продаются сувениры. Также допоздна работают кафе и рестораны.



Представления, пение и танцы прямо на улицах под музыку, исполняемую многочисленными оркестрами. Исполнители: израильские и зарубежные музыканты, профессионалы и любители.




Продолжение сказки



И тут со всех сторон заиграла музыка. Цфат хотел продолжить свой рассказ, но музыка заглушила его.



И тогда заговорил Иерусалим:



- В моем Храме сотни левитов каждый день пели псалмы царя Давида. # Они играли на флейтах и арфах, их хор был стройным и слаженным. Я так скучаю по музыке Храма!

Но сегодня я услышал, как люди поют и пляшут на улицах Цфата. Они поют псалмы, поют о Храме и о возвращении в Иерусалим. Цфат, мой брат, ты сохранил наши сокровища: музыку, краски и мудрость. Видишь, я больше не плачу!


Из истории Цфата



В 1948 году, во время Войны за независимость Израиля, # над Цфатом нависла серьезная опасность. Почти все евреи города были пожилыми людьми, и жили в окружении соседей-арабов.



Израильская армия была немногочисленна, и не могла помочь Цфату.
В результате отряд боеспособных горожан составил 200 человек.
А к Цфату подошло подразделение иорданской армии, насчитывавшее 10000 солдат. Положение спасло оружие, неизвестное врагу...

Это была самодельная пушка под названием "Давидка". "Давидка" представляла собой трубу, начиненную взрывчаткой. Дальность и точность попадания пушки были незначительны, но зато при каждом выстреле "Давидка" оглушительно ревела, пугая врага.




Когда евреи Цфата выстрелили из "Давидки" в первый раз, случилось невероятное. Сначала пушка оглушительно заревела, а потом с неба хлынул дождь, и раздались мощные раскаты грома. Гигантские молнии пронизывали небо, освещая его яростным огнем. Казалось, сама гора, на которой стоит Цфат, ходит ходуном.



Арабы подумали, что евреи применили ядерное оружие. Иорданская армия развернулась и побежала прочь. Город был спасен.

Ну, кто сказал, что чудеса случались только в древности?
В Цфате, городе мистиков, они происходят по сей день.





Знаете
ли вы?



Сегодняшний Цфат -
это и город
художников...

В старой части
города расположен
целый квартал
мастеров:
живописцев,
скульпторов,
ювелиров, ткачей
и чеканщиков.

Их привлекает
красота Цфата,
его чистый
горный воздух
и близость к небу.

Они делают
все необходимое
для исполнения
заповедей:
подсвечники для субботних свечей, декоративные свечи, салфетки, которыми накрывают халы,# ханукальные # светильники, талиты # и многое, многое другое.

Гости города
увозят эти и
другие сокровища
в дальние страны
и благодаря этому
еще долго помнят
Цфат
и Страну Израиля.



Задание 2_1

Задание 2_2

Задание 2_3

Задание 2_4