На этом уроке вы узнаете, как Израиль сохранял и сохраняет единство своей столицы. А еще мы расскажем вам о начальнике Генштаба Армии Обороны Израиля периода Шестидневной войны, Ицхаке Рабине. Он руководил военными действиями, в результате которых был объединен Иерусалим.
"Этим утром Армия Обороны Израиля освободила Иерусалим. Мы объединили Иерусалим – разделенную столицу Израиля. Мы вернулись к самому святому месту из всех, и мы никогда не расстанемся с ним. Мы вошли в Иерусалим не для того, чтобы захватить святыни других религий, и мы не хотим вмешиваться в их дела. Мы лишь хотим сберечь целостность Иерусалима и жить в нем бок о бок с другими народами, сохраняя единство города".
Итак, 7 июня 1967 года Израиль освободил Восточный Иерусалим и объединил город. Три недели
спустя Кнессет утвердил закон о единой столице и распространении суверенитета Израиля на
Восточный Иерусалим. Площадь города, таким образом, увеличилась на 111 квадратных километров.
Жители восточной части города ютились в обветшавших домах без элементарных удобств.
Муниципалитет Иерусалима немедленно занялся развитием городских служб и коммуникаций в
"новых" районах города.
Теперь мэрия Иерусалима несла ответственность за условия жизни
170 000 евреев Западного Иерусалима, и 70000 арабов, проживавших в Восточном Иерусалиме.
Как же обеспечить единство города, разделенного в течение 19 лет?
Представьте себе, что вы – члены городского совета Иерусалима. Вам придется разработать
систему мер по объединению города. Вы столкнетесь со следующими трудностями:
1. В городе две мэрии
2. В Восточном и Западном Иерусалиме действуют разные законы
3. В городе живут два разных народа
4. Стена, разделяющая Иерусалим, долгое время была государственной границей. Там остались армейские блокпосты.
Что вы предпримете?
Прежде всего, нужно было физически объединить город, убрав стену, служившую государственной границей. Стену нужно было сломать, блокпосты - убрать, снять колючую проволоку, засыпать траншеи и разминировать минные поля. После этого нужно было восстановить проезжую часть и тротуары "пограничных" улиц.
В Восточном Иерусалиме требовалось проложить линии электропередач, телефонной связи,
водопровод и канализацию. Все это было необходимо подключить к городским службам западной
части города.
Кроме того, жизнь в объединенном городе предполагала, что арабские жители Восточного
Иерусалима получат тот же уровень обслуживания, что и жители еврейской части города – те
же муниципальные услуги, строительные стандарты, образовательные и медицинские учреждения.
Иерусалимские арабы получили статус постоянных жителей Израиля. Теперь они могли участвовать
в выборах в местные органы самоуправления. Они получили то же медицинское страхование, что
и граждане Израиля. Муниципалитет столицы занялся массовой застройкой Восточного Иерусалима.
Евреи, которые жили в Восточном Иерусалиме до Войны за Независимость, вернулись в свои прежние кварталы. Еврейский квартал Старого города, разрушенный иорданцами, был отстроен заново. Более того, жилищное строительство, современные бытовые удобства и, возможность получения статуса постоянного жителя Израиля стали стимулом для многих арабов переехать в Иерусалим из других городов страны. Город стал привлекательным местом отдыха и туризма, его улицы наполнились гостями со всех концов света.
Израильские археологи начали раскопки в Восточном Иерусалиме, где было сделано множество находок, относящихся к древней истории еврейского народа. Эти находки пролили свет на жизнь обитателей Иерусалима в эпоху Первого и Второго Храма. Мы поговорим о некоторых из них на следующем уроке.
Несмотря на то, что Израиль сделал так много для объединения города, угроза его разделения все-таки осталась.
Почему?
1. В городе сохранялось значительное арабское население
2. С севера, юга и востока Иерусалим окружали многочисленные арабские города и деревни.
Израилю предстояло решить следующие задачи:
1. Дальнейшее объединение Иерусалима. Деление на арабскую и еврейскую части города сохранилось,
а значит, город снова можно было разделить надвое.
2. В случае войны арабское население Восточного Иерусалима могло атаковать западную часть города.
Израильские политики были обеспокоены уязвимостью города в случае войны. Необходимо было разработать стратегию его защиты.
Представьте себе, что вы – члены комиссии Кнессета по стратегическому планированию, и сейчас
1967 год. Ваша задача: обеспечить защиту Иерусалима в случае войны и его дальнейшее
существование в качестве единого города.
Что вы предпримете?
Руководство страны пришло к выводу, что Иерусалиму необходимы
новые еврейские кварталы в
восточной части города. Это обеспечит
единство Иерусалима и защитит город в случае атаки
со стороны арабов.
Было решено создать "кольцо еврейских кварталов", которые протянутся вдоль восточной,
северной, и южной границ города. Так на севере Иерусалима возникли кварталы Рамот и Неве-Яаков,
на востоке - Писгат-Зеев и Восточный Тальпиот, а на юге – Ар-Хома и Гило. Сегодня в этих
кварталах проживают 180000 евреев.
Обратите внимание
Неве-Яаков был построен на участке земли, который до 1948 года принадлежал евреям. Там
находился еврейский поселок, жители которого были вынуждены спасаться бегством под натиском
Арабского
Легиона во время Войны за Независимость. Остальные еврейские
кварталы "кольца"
были построены на земле, принадлежащей Государству Израиль. Правительства и СМИ многих
стран называют эти кварталы "поселениями на оккупированных территориях". В действительности
все они – пригороды Иерусалима.
За пределами Иерусалима в разные годы израильтяне построили еще три города-спутника –
Маале-Адумим (с восточной стороны), Гиват-Зеев (с северо-западной стороны) и Бейтар-Илит
(с южной стороны) и, кроме того, восстановили еврейские поселения в районе Гуш-Эцион, к югу
от Иерусалима, который принадлежал евреям до 1948 года. Эти города
и поселения Гуш-Эциона
также являются частью стратегического плана
по защите Иерусалима. Сегодня их население
составляет около 100000 евреев. Большинство израильтян считает, что "кольцо еврейских кварталов",
города-спутники, а также Гуш- Эцион – неотъемлемая часть Иерусалима, и должны оставаться
в руках Израиля и в будущем.
Новый город Гиват-Зеев и крупный квартал Иерусалима, Писгат-Зеев, были названы в честь
Зеева Жаботинского. Улица Жаботинского есть также в каждом крупном городе Израиля.
Найдите
сведения о Владимире-Зееве Жаботинском в интернете.
Где он родился?
Какое сионистское движение основал?
Как он защищал евреев в России и в Эрец-Исраэль?
Какие книги написал?
Несмотря на меры, предпринятые для защиты Иерусалима, в городе не раз вспыхивали арабские беспорядки,
а в 2002 году произошла так называемая "интифада Аль-Акса". Эти события выявили слабые места
в обороне города.
В начале 2000-х годов террористы-самоубийцы без труда проникали в центр
столицы из близлежащих арабских деревень. Они взрывались в автобусах,
кафе и других людных
местах. Эти трагические события показали, что задача обороны Иерусалима все еще не решена.
Так правительство приняло решение
о возведении заградительной стены между зонами с высокой
плотностью
арабского населения и еврейскими кварталами. Теперь жители арабских
деревень не
могут попасть в Иерусалим, не пройдя через армейские блокпосты.
После строительства стены
количество террористов-смертников, проникающих
в Иерусалим, резко снизилось, и нормальная
жизнь в городе была восстановлена.
По мнению большинства жителей современного Израиля, стратегия создания "кольца еврейских
кварталов" и городов-спутников себя оправдала.
Она защитила город и привела к значительному
росту еврейского населения в столице нашей страны.
Заградительная стена помогла обезопасить Иерусалим, но при этом - ограничила свободу
передвижения жителей арабских деревень. Именно поэтому строительство стены вызвало резкую
критику со стороны правозащитных организаций.
Как по-вашему, существует ли способ обеспечить безопасность израильтян, не ущемляя прав арабского населения? Что бы вы предприняли для достижения такой цели?
Итак, в 1967 году произошло объединение Иерусалима. В то время начальником Генштаба АОИ, "солдатом номер один" был Ицхак Рабин. Именно он отвечал за подготовку личного состава нашей армии и тактику ведения Шестидневной Войны.
Ицхак Рабин появился на свет в Иерусалиме 1 марта 1922 года, но его детство прошло в Тель-Авиве. Он посещал сельскохозяйственную школу и хотел стать инженером по ирригационным сооружениям. Однако в начале Второй мировой войны Рабин вступил в еврейскую военную организацию Пальмах, которая была создана при согласии и содействии британской администрации. Благодаря этому Рабину довелось участвовать в сражениях Второй мировой войны.
После войны Рабин стал одним из командиров Пальмаха, превратившегося в независимую военную организацию. В 1945 году под командованием Рабина был атакован британский лагерь в Атлите, где содержались заключенные-евреи, задержанные при попытке нелегально пересечь морскую границу Палестины. Рабину удалось освободить 200 евреев, но сам он был схвачен англичанами и пробыл в тюрьме пять месяцев.
Во время Войны за Независимость 1948 года Рабин руководил рядом военных операций, сражаясь
бок о бок со своими солдатами в Иерусалиме и в Негеве.
В 1954 году Ицхаку Рабину было присвоено звание генерал-майора. Одной из его заслуг в этот
период стала разработка тактики, которая предполагает, что командир сам ведет солдат в бой,
а не руководит подразделением, находясь в тылу.
В 1964 году Рабин был назначен начальником генштаба Армии обороны Израиля, а в 1968 году -
послом Израиля в США. Он много сделал для развития сотрудничества между двумя странами,
в частности, способствовал увеличению объема американской военной помощи Израилю.
В 1973 году Рабин вернулся в Израиль и был избран в Кнессет. В 1974 году Ицхак Рабин,
стал первым премьером-уроженцем страны. Находясь на этом посту, он отдал приказ об
освобождении израильских заложников в аэропорту Энтеббе, санкционировав тем самым одну из
самых блестящих антитеррористических операций в мировой истории # .
С 1984 по 1990 год Рабин занимал пост министра обороны Израиля. В период Первой Ливанской
войны он стал автором плана размещения израильской армии в Южном Ливане для защиты северных
городов и поселков Израиля. В тот же период ему пришлось выполнить сложную задачу подавления
интифады – антиизраильского восстания арабов на "территориях".
В 1992 году Рабин был вновь избран премьер-министром. Спустя год он признал Организацию
Освобождения Палестины и ее лидера Ясера Арафата в качестве законных представителей "арабского
народа Палестины". Это был политический шаг, вызвавший бурю негодования со стороны многих
израильтян. Ведь ООП была хорошо известна как террористическая организация, стоявшая за
многочисленными терактами против мирных граждан и ставившая своей целью уничтожение государства
Израиль.
Спустя несколько месяцев Рабин подписал "Соглашения Осло", согласно которым возникла "администрация палестинской автономии", ответственная за управление рядом территорий в Иудее и Самарии, а также в секторе Газа. "Соглашения Осло" до сих пор вызывают острые споры в израильском обществе. А в те годы, когда вслед за подписанием договора последовал невиданный взрыв террора со стороны арабов "автономии", общество буквально раскололось на два лагеря – сторонников и противников "Cоглашений".
4 ноября 1995 года Рабин выступил на массовой демонстрации в защиту мирного процесса в
Тель-Авиве. Эта демонстрация закончилась для него трагически: он был застрелен одним из
противников "Соглашений Осло". Рабин был похоронен на горе
Герцля. На траурной церемонии
присутствовали лидеры многих
государств, для которых он был и остается защитником мира.
Именем Ицхака Рабина названы улицы, парки и учреждения
в Израиле и за рубежом.
Посмотрите фильм "Разделенный Иерусалим" и ответьте на вопросы:
1. Кто решал проблемы, возникшие в результате раздела Иерусалима?
2. Приведите примеры подобных проблем.
3. Что происходило в квартале Ямин-Моше с 1948 по 1967 год?
4. Что сделали иорданцы с могилами известных раввинов на Масличной горе?