В 1947 году истек срок британского мандата на Палестину. Британская администрация хорошо
понимала, что новые столкновения между арабами и евреями в этой стране неизбежны. Поэтому
Британия обратилась в ООН с просьбой разрешить проблему управления Палестиной. ООН назначила
специальную комиссию для изучения вопроса и принятия соответствующего решения.
На этом уроке вы узнаете, как возник план ООН по разделу Палестины, какая судьба ждала
Иерусалим, какие события повлекло за собой решение ООН, и какой вклад в развитие Иерусалима
внес его первый израильский мэр Тедди Колек.
К 1945 году Британская империя пришла в упадок. Она была вынуждена предоставить независимость
ряду колоний, например, Индии, Пакистану и Бирме. Британия также решила, что не может больше
управлять Палестиной, но не знала, кому передать страну – арабам или евреям, и как разрешить
конфликт между ними. Так принятие решения о судьбе Палестины было передано в руки ООН. В мае
1947 года ООН назначила комиссию, куда вошли представители одиннадцати стран. Они провели
в Стране Израиля три месяца, и к августу 1947 года представили отчет о политическом положении
в стране.
Комиссия предложила разделить страну на два государства – арабское и еврейское. Этот план
получил название "План ООН по разделу Палестины".
Как же ООН собиралась разделить страну?
Очень просто: области, где проживало значительное еврейское население, должны были отойти
к еврейскому государству. Те места, где преобладали арабы - арабскому. При этом евреи,
которые жили в "арабских" областях, должны были переселиться на территорию еврейского
государства. Однако арабы, жившие в пределах будущего еврейского государства, могли оставаться
на прежних местах.
Этот план годился для всей территории страны, но был неприменим к Иерусалиму.
Почему? Давайте изучим демографическую таблицу Иерусалима.
Как вы считаете, кому следует отдать город?
Разделить Иерусалим было невозможно. Хотя за пределами Старого города арабы и евреи жили
в отдельных кварталах, в Старом городе царила такая теснота и неразбериха, что устанавливать
границы просто не имело смысла, а разграничить доступ к святым местам трех религий вообще
не представлялось возможным.
В результате - комиссия выработала отдельное решение, касающееся Иерусалима. Оно состояло в том, чтобы интернационализировать город. Что это значит? Это значит, что Иерусалим отныне не будет принадлежать ни арабам, ни евреям. Контроль над ним берет на себя сама Организация Объединенных Наций. И арабы, и евреи получат свободный доступ к ко всем святым местам в городе.
Это было необычное решение. Сложившихся правил или исторических примеров не существовало. Объявив создание первого интернационального города, ООН создала прецедент.
Посмотрите на карту страны и объясните, почему план ООН по разделу Палестины создавал новые проблемы для ее еврейского населения?
Что же произошло в действительности?
План ООН по разделу Палестины предполагал, что как только британская администрация оставит страну, будут провозглашены два независимых государства: еврейское и арабское.
Но в действительности все произошло иначе. Евреи поддержали план, несмотря на целый ряд
дискриминационных ограничений, а арабы восприняли его в штыки. Они отказались признать
еврейское государство. Таким образом, как только англичане оставили страну, произошло следующее:
• Евреи провозгласили независимое Государство Израиль.
• Все соседние арабские страны объявили новорожденному еврейскому государству войну.
Именно поэтому на бывшей территории подмандатной Палестины так никогда и не возникло арабское государство. А его территория была частично оккупирована Египтом, частично Иорданией. А что же случилось с Иерусалимом?
Поскольку арабы отвергли план ООН по разделу Палестины, Иерусалим так и не стал интернациональным
городом. Напротив, начались ожесточенные военные столкновения между Израилем и арабами –
одна из многих битв Войны за Независимость Израиля.
К моменту окончания войны Израиль овладел западным Иерусалимом - современной частью города.
Однако восточный Иерусалим вместе со Старым городом, Храмовой горой и Стеной Плача был
оккупирован Иорданией. Все евреи восточного Иерусалима были захвачены в плен или изгнаны.
После окончания войны Иордания и Израиль подписали соглашение о прекращении огня, согласно которому Иордания обязалась открыть доступ евреев к святым местам - Старому городу, Стене Плача и древнему кладбищу на Масличной горе.
Однако, несмотря на подписанное обязательство,
ворота в Старый город для евреев были закрыты.
Вместо того, чтобы превратить Иерусалим
в место
паломничества для трех религий, иорданцы принялись
последовательно разрушать все,
что было связано
с еврейской историей и иудаизмом. Еврейский квартал
Старого города, когда-то
кипевший жизнью, теперь
представлял собой груду развалин. Иорданцы
уничтожили все синагоги,
простоявшие в городе сотни лет.
Восточный Иерусалим перестал быть центром политической и деловой жизни страны, и арабское
население стало покидать город. Впервые в новой истории численность населения восточного
Иерусалима не росла, а сокращалась.
Пока восточный Иерусалим приходил в упадок, западный переживал период роста и расцвета.
Однако Израиль никогда не забывал о восточном Иерусалиме и о Старом городе. Бывшие жители
Еврейского квартала тосковали по утраченному дому.
В 1967 году мэр западного Иерусалима Тедди Колек заказал новую песню о городе, отражающую чувства ее жителей - скорбь о недоступных святынях Старого города.
Кто же сочинит песню? Выбор пал на известного поэта, Наоми Шемер, автора многих песен. Наоми назвала свое творение Иерушалаим шель Захав – Золотой Иерусалим. Первое исполнение песни состоялось в мае 1967 года.
Прохладен воздух пред закатом,
Прозрачен, как вино,
Дыханье сосен ароматных
И звон колоколов.
В дремоте дерева и камня,
весь в дымке золотой,
Стоит мой город одиноко -
Он разделен стеной.
Иерусалим мой золотой,
Из меди, камня и лучей.
Я буду арфой всех напевов
Красы твоей.
Иссохли древние истоки
И рынок опустел,
И не идут на холм высокий,
Где древний Храм истлел.
Среди пещер, ущелий темный
Пустынных ветров вой.
И к морю Мертвому не сходят
Долиной Иерихон.
Пытаясь скромной песней этой
Воздать хвалу тебе,
Я меньше малого поэта,
Ребенка я слабей.
Уста горят, как в поцелуе,
Пред именем твоим.
И никогда я не забуду
Тебя, Иерусалим.
Вода опять шумит в потоках,
И рынок загудел,
И вновь идут на холм высокий,
Где древний Храм истлел.
Среди пещер, ущелий темных
Вновь слышен песни звон.
И к морю Мертвому вернулись
Долиной Иерихон.
Послушайте песню "Золотой Иерусалим", прочтите слова песни по-русски и на иврите и ответьте на вопросы:
Какие куплеты описывают печаль утраты Старого города и святых мест?
Соответствовали ли действительности слова "иссохли древние истоки и рынок опустел?"
Почему Наоми Шемер изображает Иерусалим опустевшим и разрушенным?
Через три недели после первого исполнения песни в 1967 году разразилась Шестидневная
война, в процессе которой Израиль вернул Восточный Иерусалим и Старый город. Когда Наоми
Шемер услышала, как солдаты поют "Золотой Иерусалим" у Котель Маарави (Стены Плача),
она дописала к песне еще два куплета.
Какие это куплеты? О чем в них сказано?
Что изменилось в Иерусалиме после Шестидневной войны, согласно этой песне? Назовите не менее трех изменений.
За время иорданского правления восточная часть города пришла в запустение,
не действовали
водопровод и электричество. Нужно было срочно восстанавливать нормальные условия жизни.
Многие евреи, выросшие в Восточном Иерусалиме, хотели вернуться в свои прежние дома, обновить
и отремонтировать их. Правительство выделило средства на развитие этой части города.
Тедди Колек, мэр города, делал все возможное для экономического, культурного
и общественного
процветания Иерусалима. Он стремился вернуть городу его
былую славу и превратить Иерусалим
в настоящую столицу современной страны.
Он лично инициировал так много новых строительных
проектов, что его прозвали "величайшим строителем Иерусалима со времен Ирода" #.
Тедди Колек родился в Венгрии, в 1911 году, а его детство прошло в Австрии. Родители назвали
его Теодором в честь Теодора Герцля, основателя сионистского движения.
В 1935 году Тедди
переселился в Страну Израиля, где участвовал в создании кибуца Эйн-Гев на берегу озера Кинерет.
В 1940 году он стал сотрудником Еврейского Агентства (Сохнут) и принял участие в проекте
Бриха ("Побег"), целью которого было спасение европейских евреев от нацистов. Личной заслугой
Тедди Колека считается спасение трех тысяч еврейских детей из Чехословакии.
После окончания войны Тедди Колек занимался закупкой оружия для молодого еврейского государства,
вынужденного защищать себя в Войне за Независимость.
С 1952 по 1964 год Тедди Колек тесно сотрудничал с премьер-министром Израиля Бен-Гурионом.
Результатом этого сотрудничества стал проект создания Национального Музея Израиля в Иерусалиме.
Сегодня это самый знаменитый музей страны, в котором выставлены уникальные экспонаты, например
всемирно известные свитки Мертвого моря.
В 1965 году Бен-Гурион обратился к Тедди Колеку с просьбой баллотироваться на муниципальных
выборах в Иерусалиме. Тедди выиграл выборы и занял пост мэра города. Колек находился на
этом посту до 1993 года, раз за разом побеждая на очередных выборах.
Тедди Колек сказал об Иерусалиме так:
"Иерусалим – единственная неотъемлемая принадлежность еврейской истории. Тело может
жить
без руки или ноги, но не может без сердца.
Иерусалим – наша душа и наше сердце".
Одним из первых проектов Тедди Колека стали иерусалимские парки. Он верил, что зелень и свежий воздух произведут благотворное, умиротворяющее воздействие на всех жителей города, в то время разделенного и страдающего от растущей напряженности. Сотни пустырей были превращены в красивые ухоженные парки и сады.
Мэр также способствовал основанию Фонда Иерусалима, собиравшего пожертвования по всему миру
у тех, кто любит и почитает Иерусалим. На эти средства были построены образовательные,
религиозные и культурные учреждения, спортзалы и стадионы, больницы и общественные здания.
Благодаря Фонду Иерусалима Тедди Колеку удалось заново отстроить Еврейский квартал Старого
города, разрушенный иорданцами. Средства фонда также помогли созданию музея "Башня Давида",
позволили расширить Библейский зоопарк и разбить Ботанический сад.
Другими замечательными
проектами того времени стали Иерусалимский театр, Синематека и концертный зал на Султановом
Пруду.
Колек лично занимался сбором пожертвований для 1400 разных проектов, таких как стадион, Иерусалимский музыкальный центр и раскопки в Граде Давида #, # .
После объединения Иерусалима в 1967 году Тедди Колек стал мэром также и Восточного Иерусалима,
70 000 арабов которого в то время составляли треть общего населения города. Он сделал все
возможное, чтобы улучшить условия их жизни. Население Иерусалима было крайне пестрым
и неоднородным. В городе проживали евреи – выходцы из ста четырех общин с разными культурными
традициями, христиане сорока конфессий и арабы-мусульмане. Тедди Колек старался укреплять
добрососедские отношения между разными религиозными и культурными группами.
Мэра часто спрашивали, мог ли он предвидеть, как изменится Иерусалим за годы его правления.
Он отвечал: "Я это не предвидел, я над этим работал".
В результате непрестанного труда этого человека древний город обрел современные очертания. Колек ценил и понимал непреходящую красоту и величие Иерусалима. В 1988 году он был удостоен Государственной премии Израиля за вклад в развитие страны.
Несмотря на все заслуги, Тедди и его жена Тамар до конца дней жили в скромной иерусалимской
квартире. Тедди Колек скончался в 2007 году в возрасте 95 лет.
Мэр Нью-Йорка Эд Кох называл Тедди Колека "мэром мэров". Самый большой стадион в Иерусалиме назван "Тедди" в честь прославленного мэра.
Сегодня Иерусалим – один из прекраснейших городов мира, сочетающий в себе очарование древности и современные удобства. В значительной степени это заслуга Тедди Колека – бессменного мэра Иерусалима на протяжении 28 лет.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
"ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ" ИЕРУСАЛИМА БОЛЬШЕ
ВСЕГО ПРИШЛАСЬ
ПО ВКУСУ ВАТИКАНУ.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ,
ПОЧЕМУ?