Иерусалим – единый город

Моше Абелец

Урок 1

Три религии
в одном
городе

Урок 2

План раздела Палестины
и разделение Иерусалима

Урок 3

Иерусалим – объединенный город

Урок 4

Можно ли считать Иерусалим
единым
городом?

Можно ли считать Иерусалим единым городом?


На предыдущем уроке мы говорили о том, что сделало правительство Израиля, чтобы превратить Иерусалим в единый город. Стоит добавить, что столица Израиля стала объектом многочисленных археологических раскопок. Так, в Старом городе и его окрестностях было найдено немало свидетельств еврейской жизни Иерусалима в различные эпохи его истории. Эти находки говорят о глубокой связи еврейского народа и Иерусалима.

Одним из важнейших археологических проектов стал так называемый "тоннель Западной стены" (Меарот а-Котель). К сожалению, именно этот проект продемонстрировал, что Иерусалим так и не стал единым городом, несмотря на все усилия Израиля.





Тоннель Западной стены


А-Котель а-Маарави или Стена Плача – это западный участок укреплений, защищавших Храмовую гору в эпоху Второго Храма. Эти стены окружают сердце Иерусалима, где когда-то находилась Святая Святых Храма, а в наши дни стоит "Купол над Скалой", он же мечеть Омара.



Поскольку Западная Стена – лишь малый участок стены эпохи Второго Храма, археологи хотели произвести раскопки по всему периметру Храмовой горы, обнажив все ее древние укрепления. Проведению работ мешали арабские постройки в Восточном Иерусалиме: многие дома стояли прямо над стенами древнего города. Ученые понимали, что интересующая их стена простирается не только вширь, но и вглубь. Так возникла идея проложить тоннель под застроенными участками вокруг горы, чтобы добраться до глубинных слоев и исследовать их. Инженеры, руководившие проектом, заверили археологов, что прокладка тоннеля не повредит зданиям, стоящим на поверхности земли.



Раскопки продолжались двадцать лет. Ученые обнаружили Иерусалим эпохи Второго Храма, скрытый под многовековыми наслоениями. Тот, кто сегодня идет по тоннелю, проложенному археологами, на самом деле движется по улице, построенной евреями, жившими в Иерусалиме две тысячи и более лет назад.



В 1996 году израильтяне решили построить второй вход в тоннель, чтобы облегчить доступ туристов к одной из важнейших достопримечательностей города. Дополнительный вход должен был открываться с одной из улиц мусульманского квартала Старого города. Арабские лидеры заявили, что израильтяне роют подкоп под Храмовую гору, чтобы разрушить стоящие там мечети. Эта провокация привела к массовым беспорядкам, во время которых погибли 16 израильских солдат и 70 арабов.



Почему строительство дополнительного входа в подземный археологический парк вызвало такую бурную реакцию арабского населения?





Находки, сделанные археологами, неопровержимо свидетельствовали о том, что две тысячи лет назад Иерусалим был еврейских городом, а мечеть "Купол над Скалой" стоит на развалинах Иерусалимского Храма. Многие арабы отрицают очевидные факты истории. Они заявляют, что у евреев никогда не было храма в Иерусалиме, и что наш народ вовсе не хранит связь со Святым городом на протяжении тысячелетий. Любая археологическая находка, подтверждающая правоту израильтян, вызывает ярость идеологов исламизма.



Сегодня тоннель вокруг Храмовой горы открыт для посещения. Десятки тысяч туристов ежегодно проходят по улице древнего Иерусалима, обнаруженной учеными. Однако, как только в городе начинаются новые археологические изыскания, вновь раздаются обвинения в том, что Израиль собирается разрушить мечети Храмовой горы.

Вакф и Храмовая гора



Еще одна нерешенная проблема Иерусалима – доступ евреев к Храмовой горе и контроль над ней.



В 1967 году, когда Восточный Иерусалим был освобожден израильтянами, Моше Даян, бывший министром обороны в этот период, оставил Храмовую гору в руках Вакфа – исламской религиозной организации. Именно эта организация владела Храмовой горой до 1967 года и давала доступ к горе исключительно мусульманам.



Согласно израильским и международным правовым нормам, Вакф обязан допускать на Храмовую гору всех желающих, к какой бы религии они ни принадлежали. Однако на деле Вакф до сих пор препятствует массовым восхождениям не-мусульман на Храмовую гору, а также не разрешает евреям приходить туда во время некоторых еврейских праздников. Вакф яростно сопротивляется попыткам евреев и христиан совершать богослужения на Храмовой горе.



Хотя политика Вакфа в отношении верующих евреев и христиан – это нарушение основных прав человека, норм международного права и законов Государства Израиль, израильская полиция не спешит восстанавливать справедливость. Стражи порядка боятся, что это приведет
к массовым волнениям и вспышкам агрессии среди арабов.



Вакф также активно занимается застройкой Храмовой горы. Эта организация запрещает израильским археологам как проводить раскопки, так и наблюдать за новыми строительными работами арабов, в ходе которых могут быть обнаружены древние артефакты (предметы, сделанные руками человека).





На Храмовой горе


Многие представители израильской общественности обвиняют Вакф в намеренном разрушении исторических свидетельств еврейского присутствия на Храмовой горе.



Археологам остается лишь заниматься просеиванием строительного мусора. Иногда это приводит к удивительным находкам, в том числе относящимся к эпохе Первого Храма.





Фрагмент колонны времен Первого Храма среди строительного мусора на Храмовой горе


По мнению многих израильтян, отсутствие надзора еврейских организаций над деятельностью Вакфа говорит о том, что Израиль не может в полной мере контролировать жизнь в своей столице.

Статус жителей Восточного Иерусалима


Как мы уже говорили, с 1967 года Израиль предпринял ряд мер по интеграции жителей Восточного Иерусалима. Они получили статус постоянных жителей Израиля и вместе с ним - те же права и льготы, которыми пользуются граждане страны: медицинское страхование, бесплатное школьное образование, выплаты пособий по безработице и пр. Арабы Восточного Иерусалима охотно пользуются этими правами.

Строительство


Арабы часто жалуются, что муниципалитет Иерусалима мешает им строить новые кварталы. В действительности мэрия сносит эти дома по простой причине: они были построены без соответствующего разрешения городских властей. Когда мэрия пытается восстановить правопорядок, жители Восточного Иерусалима обвиняют ее в дискриминации арабского населения.

Международное признание


С точки зрения многих международных организаций Иерусалим все еще является разделенным городом. Например, Организация Объединенных Наций не признает суверенитета Израиля над Восточным Иерусалимом. И, поскольку изначальный план ООН состоял в "интернационализации" города, многие страны даже не признают суверенитет Израиля в Западном Иерусалиме. Ни одна страна не открыла в Иерусалиме своего посольства.





На заседании комиссии ООН


Обычно в свидетельствах о рождении указаны страна и город, где родился человек. Но если гражданин США, Канады и других стран родился в Иерусалиме, в его паспорте указан только город рождения! В графе "место рождения" проставлено не "Иерусалим, Израиль", а просто "Иерусалим".



Несмотря на то, что Конгресс США принял решение о признании Иерусалима столицей Израиля и о переносе туда посольства США, ни один американский президент не осмелился исполнить постановление Конгресса.

Будущее единого Иерусалима



Израиль в течение долгого времени пытается достичь мирного урегулирования с теми, кого западные СМИ называют "палестинцами". По мнению некоторых политиков, такое урегулирование предполагает создание Палестинского государства в Стране Израиля. Арабы всегда настаивали на том, что столицей этого государства должен быть Восточный Иерусалим, и, по их мнению, никакое мирное соглашение не может быть подписано без этой уступки.



Как это ни прискорбно, во время мирных переговоров некоторые правительства Израиля были готовы обсуждать с арабской стороной будущее Иерусалима. После сорока с лишним лет израильского контроля над Иерусалимом статус этого города все еще не определен окончательно.



Однако, несмотря на существующие проблемы, Иерусалим по-прежнему является столицей Израиля и самым многонаселенным городом в стране. Иерусалим постоянно растет, он принимает гостей со всего мира и продолжает быть духовным и религиозным центром мирового еврейства.



Историческая связь нашего народа и Иерусалима не исчезла, наоборот, она укрепляется год от года.





На предыдущих
уроках мы
обсуждали раздел
и объединение
Иерусалима.

На этом уроке
мы постараемся
понять,
действительно ли
Иерусалим –
единый город,
и что может
ожидать его
в будущем.



Задание:



Прочитайте
последнюю
главу урока,
ответьте
на вопросы
и задания



Задание 4-1

Задание 4-2

Задание 4-3

Задание 4-4