Буквально за несколько дней до того, как в ходе Первой мировой войны Британская империя
отвоевала Эрец-Исраэль у Турции, лорд Бальфур, министр иностранных дел Великобритании,
сделал важное заявление относительно будущего страны. Заявление, получившее название
"Декларация Бальфура", носило характер официального письма, адресованного лорду Уолтеру
Ротшильду, представителю британской еврейской общины:
Уважаемый лорд Ротшильд,
Имею честь передать Вам от имени
правительства Его Величества декларацию, в которой выражается сочувствие сионистским
устремлениям евреев, представленную на рассмотрение кабинета министров и им одобренную:
«Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос
о создании в Палестине
национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению
этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий,
которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин
в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой
стране».
Я был бы весьма признателен Вам, если бы Вы довели эту Декларацию до сведения
Сионистской федерации.
Искренне Ваш,
Артур Джеймс Бальфур.
1.Каким образом евреи Эрец-Исраэль и всего мира отреагировали на это письмо. Объясните, почему?
2.Каким образом в Декларации Бальфура оговариваются права не еврейского населения Эрец-Исраэль?
В конце 19 века, когда началось массовое возвращение евреев в Эрец-Исраэль, арабские крестьяне-фаллахи восприняли появление чужаков настороженно. В те времена Эрец-Исраэль была еще частью Османской империи (турецкой). Крупные турецкие землевладельцы, земли которых находились в Эрец-Исраэль, продавали переселенцам малярийные болота на севере и скалистые, выжженные солнцем пустыни на юге, да еще по завышенной цене. Эти земли не годились для сельского хозяйства, и арабы были уверены, что евреи оставят свою затею и вернутся назад в Европу. Но они недооценили первопроходцев.
Активная деятельность еврейских поселенцев привлекла приток и арабского населения в Палестину из прилегающих регионов. Между арабами и евреями установились взаимовыгодные и добрососедские отношения. Эрец-Исраэль развивалась, возникали новые возможности, новые рабочие места. Неудивительно, что многим арабам переселение евреев в Палестину казалось благом, а не злом.
К началу Первой мировой войны среди арабского населения усилились националистические настроения.
На конгрессах молодых арабских политических партий Страна Израиля рассматривалась как исконно
арабская земля и провинция Сирии.
Националистическая пропаганда привела к тому, что толпы арабов стали яростно нападать на
еврейские поселения, сжигать поля и сады, убивать мирных жителей. Для защиты своих городов
и поселков евреи сформировали военную организацию "Шомер" (Страж), отряды которой которая
со временем превратилась в Хагану – своеобразную еврейскую армию Эрец-Исраэль.
Самым страшным эпизодом этой борьбы стали бесчинства, учиненные арабами против еврейского
населения Хеврона.#
В этом древнем городе, где с самых ранних лет еврейской истории и до сегодняшнего дня непрерывно существует еврейская община, в то время было 800 евреев. Много лет они мирно жили бок о бок с арабами, и поэтому не поверили предупреждениям Хаганы о том, что в городе готовится погром.
Власти британского мандата издали серию документов, получивших впоследствии название "Белые книги".# Это были отчеты парламенту Великобритании о действиях британской администрации в Палестине и предложения об изменении ее политики.
Арабские беспорядки 1929 года заставили англичан отказаться от идеи создания еврейского национального очага в Палестине. "Белые книги" предлагали существенно ограничить еврейскую иммиграцию в Палестину и не разрешать евреям приобретать земли на всей территории страны. Британские власти мотивировали такую политику стремлением защитить еврейское население от арабов. Кроме того, утверждалось, что экономика страны не может прокормить ее растущее население.
Британия действительно ограничила еврейскую иммиграцию в Палестину, и продолжала эту политику во время Холокоста – массового уничтожения европейского еврейства. Ворота Страны Израиля оказались запертыми перед обреченными на гибель людьми.
Дискриминация еврейского населения в угоду арабам не принесла Великобритании ожидаемых плодов. Арабы не прекратили насилия, и не поддержали Британию в войне против фашизма. В то время как евреи Эрец-Исраэль добровольно вступали в ряды британской армии, политические лидеры арабов открыто встали на сторону Гитлера.
Например, муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни встречался с Гитлером и сотрудничал с его режимом. "Белые книги" также привели к существенным изменениям в политической географии Эрец-Исраэль.
После Второй мировой войны британцы предоставили Организации Объединенных Наций право решения конфликта между арабами и евреями.
Поскольку еще в 1922 году Британская империя разделила Палестину на два государства, и на карте мира возникла новая страна – Иордания, ООН принялась теперь делить страну в границах, которые вы видите на этих картах (справа).
Иными словами, на территории, изначально находившейся под контролем Великобритании, в восточной части Палестины возникло арабское государство - Иордания, а в ее западной части предполагалось создать два государства – большая часть отходила арабам, а меньшая – евреям. Иерусалим должен был находиться под международным контролем. Евреев, которые жили на территории нового арабского государства, следовало переселить в пределы еврейского государства, в то время как арабы могли остаться на прежних местах, в том числе, на еврейской земле.
Это было дискриминационным решением по отношению к еврейскому народу, но евреи все же согласились с планом раздела Палестины. Но арабы были не согласны даже с таким разделом страны и оказали яростное сопротивление. Генеральная Ассамблея ООН поставила план раздела Палестины на голосование.
План раздела Палестины был принят и отныне называется 181-ой резолюцией ООН от 29 ноября 1947 года.