Арабо-израильский конфликт

Моше Абелец

Урок 1

эрец-исраель:
страна и народы;
алия

Урок 2

декларации и
планы раздела
палестины

Урок 3

войны и
беженцы

Урок 4

арабский террор
и мирные
договоры

Еврейский народ и страна Израиля



Мы рассмотрим свидетельство, записанное в Книге Книг. Евреи называют ее ТАНАХ, другие народа – Библия.


Библейское обоснование права еврейского народа на страну Израиля

Когда Авраам приходит в страну Кнаан, Всевышний обещает ему:

לְזַרְעֲךָ, נָתַתִּי אֶת-הָאָרֶץ הַזֹּאת, מִנְּהַר מִצְרַיִם, עַד-הַנָּהָר הַגָּדֹל נְהַר-פְּרָת

Твоему потомству Я дал эту страну, от реки египетской до великой реки, реки Евфрат.

Берешит, 15:18

Бог подтвердил это обещание, говоря Ицхаку, сыну Авраама:

גּוּר בָּאָרֶץ הַזֹּאת, וְאֶהְיֶה עִמְּךָ וַאֲבָרְכֶךָּ: כִּי-לְךָ וּלְזַרְעֲךָ, אֶתֵּן אֶת-כָּל-הָאֲרָצֹת הָאֵל, וַהֲקִמֹתִי אֶת-הַשְּׁבֻעָה, אֲשֶׁר נִשְׁבַּעְתִּי לְאַבְרָהָם אָבִיךָ

Пребывай в этой стране, и Я буду с тобой и благословлю тебя, ибо тебе и твоему потомству я дам все эти земли, и исполню обещание, которое я дал твоему отцу Аврааму.

Берешит, 26:3



Яакову, сыну Ицхака, Всевышний обещал:

אֲנִי יְהוָה אֱלֹהֵי אַבְרָהָם אָבִיךָ, וֵאלֹהֵי יִצְחָק; הָאָרֶץ, אֲשֶׁר אַתָּה שׁכֵב עָלֶיהָ--לְךָ אֶתְּנֶנָּה, וְהָיָה זַרְעֲךָ כַּעֲפַר הָאָרֶץ, וּפָרַצְתָּ יָמָּה וָקֵדְמָה וְצָפֹנָה וָנֶגְבָּה

Я, Господь Бог Авраама, праотца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе дам, и будет потомство твое, как прах земной, и распространишься к морю, к востоку, к северу и к югу.

Берешит, 28: 13-14.



Историческое обоснование права еврейского народа на страну Израиля

Аргумент 1: евреи всегда жили в своей стране.


Начиная с эпохи Иегошуа бин Нуна, евреи всегда жили в стране Израиля. То есть, они живут на своей земле, обещанной им Вс-ним свыше 3.300 лет!
Но не все евреи всегда жили в этой стране. Значительная их часть
была рассеяна по миру.

Можно ли сказать, что большинство евреев всегда жили в стране Израиля?

Нет, последние 2000 лет большая часть еврейского народа находилась за пределами своей страны.



Аргумент 2: евреи покинули страну не по своей воле и не навсегда.


Почему многие евреи не живут в стране Израиля?

Две тысячи лет назад евреи жили в Эрец-Исраэль. Римская империя, которая в это время победоносно шагала по миру, захватила и Страну Израиля, назвав ее Палестиной.

Римляне пытались изменить еврейский характер страны, что приводило к постоянным восстаниям местных жителей... Чтобы решить эту проблему, римляне уничтожили значительную часть еврейского народа, а остальных превратили в рабов и угнали в разные страны – провинции Римской империи. Однако еврейское присутствие на земле Израиля никогда не прекращалось.


Tриумф римской армии после взятия Иерусалима. Рельеф. Арка Тита в Риме.



Евреи не ушли из страны Израиля добровольно. Они не оставляли свою родину, а были изгнаны против собственной воли.

Но даже в изгнании, евреи никогда не забывали о своей стране и всегда мечтали туда вернуться.

Арабы в Эрец-Исраэль. Кто такие "палестинцы"?



Кто жил в Эрец-Исраэль, когда большая часть еврейского народа находилась в изгнании?

Итак, римляне уничтожили или изгнали почти всех евреев
в Эрец-Исраэль. Но те, что остались, отказались подчиняться власти Рима. И тогда римляне решили стереть память о том,
что эта страна еще совсем недавно была независимой и принадлежала евреям.

Они даже изменили ее название - стали называть ее "Палестина" в честь филистимлян – древнего народа, который некогда жил на приморской западной равнине и совершал постоянные набеги на города и села евреев. Во времена
римской империи никаких филистимлян уже не существовало.


Важно помнить: филистимляне # не были арабами. Они – не предки тех, кто сегодня называет себя "палестинцами". Арабская нация # возникла и сформировалась гораздо позже, в другую историческую эпоху.



С тех пор, как римляне переименовали Эрец-Исраэль и вплоть до образования Государства Израиль в 1948 году, эта местность называлась "Палестиной", а ее жители – "палестинцами".

Палестинцами считались все жители страны – мусульмане, христиане и евреи.

Когда же мусульмане появились в Палестине? Это случилось в 7-ом веке, когда арабы-мусульмане вторглись в Страну Израиля. К этому времени большая часть еврейского народа уже была изгнана из пределов Эрец-Исраэль. С тех пор в ней живут арабы – один из народов, исповедующих ислам, хотя небольшая часть арабов, проживающих здесь, - христианe.

В наши дни только арабы, живущие в Стране Израиля, называют себя "палестинцами" и они заявляют, что страна принадлежит им.


Но вот что сказал в 1920 году будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль:

"Есть явная справедливость в том, что рассеянные по миру евреи должны обрести национальный очаг и дом.
И где же им воссоединиться, как не в Палестине,
с которой они связаны так тесно и так прочно вот уже
три тысячи лет?"

Возвращение в Сион. Алия


Целых две тысячи лет евреи мечтали о возвращении на родину. Они и, в самом деле, возвращались, но только небольшими группами или отдельными семьями. Во 2-й половине 19 века во многих странах мира возникли национально-освободительные движения. Тогда же возник сионизм – освободительное движение еврейского народа.

Одной из целей сионизма было возвращение в Сион, то есть, в Страну Израиля.



С тех пор, как возникло сионистское движение, все больше и больше евреев возвращается в Страну Израиля. Каждый раз, когда в страну прибывает много новых репатриантов, это называется волна "алии".

Посмотрим на хронологическую таблицу алии до образования государства Израиль.




Для многих евреев их возвращение в Сион означало исполнение завета, данного Б-гом тысячи лет назад:

וְשָׁב יְהוָה אֱלֹהֶיךָ אֶת-שְׁבוּתְךָ, וְרִחֲמֶךָ; וְשָׁב, וְקִבֶּצְךָ מִכָּל-הָעַמִּים, אֲשֶׁר הֱפִיצְךָ יְהוָה אִם-יִהְיֶה נִדַּחֲךָ, בִּקְצֵה הַשָּׁמָיִם--מִשָּׁם, יְקַבֶּצְךָ יְהוָה אֱלֹהֶיךָ, וּמִשָּׁם, יִקָּחֶךָ. 

И возвратит Господь Бог твой своих изгнанников… и соберет их из всех народов, среди которых Господь Бог твой рассеял тебя. И даже если будут твои изгнанники на краю небес, и оттуда Господь Бог твой соберет тебя, и оттуда возьмет тебя.

Дварим, 30:3,4



Земля, текущая молоком и медом


В древности Страна Израиля была плодородной и изобильной. Но после того, как римляне изгнали большую часть евреев и разрушили страну, она стала пустынной и безлюдной.


Когда во второй половине 19 века евреи стала возвращаться на родину, они поняли, что сбылось пророчество Торы, данное три тысячи лет назад:

 וְנָתַתִּי אֶת-עָרֵיכֶם חָרְבָּה, וַהֲשִׁמּוֹתִי אֶת-מִקְדְּשֵׁיכֶם;.    וַהֲשִׁמֹּתִי אֲנִי, אֶת-הָאָרֶץּ.

Я разрушу ваши города, и опустошу ваши святилища, …. И опустошу Я (эту) землю.

Ваикра, 26:31,32.



Рамбам, великий комментатор Торы, раввин, ученый и философ, прибыл в Страну Израиля в 1260 году. Вот что он писал своему сыну:



Что мне рассказать тебе о стране? Здесь так много заброшенных мест, и велико опустошение. И чем более свято место, тем более оно разрушено, а более всех – Иерусалим. Но, несмотря на запустение, это необыкновенно прекрасная страна."

Рамбам, Послания к сыну, 1260 г.



В 1841 году великий русский поэт М.Ю. Лермонтов написал стихотворение "Спор", в котором описаны различные страны Востока той эпохи. Вот что сказано в этом стихотворении о Стране Израиля:



Вот у ног Ерусалима,
Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
Мертвая страна.



Не изменилось положение и в 1867 году, когда страну посетил известный американский писатель Марк Твен:



"Здесь царит запустение, неподвластное никакому воображению… На протяжении всего пути мы не видели ни одного человека. Чем дальше мы продвигались, тем яростнее палило солнце, тем более каменистой, голой и отвратительно безжизненной становилась земля. Нет более утомительного для глаз пейзажа, чем подступы к Иерусалиму…

Иерусалим мрачен, томителен и безлюден. Я бы не желал жить здесь. Это безнадежная, тоскливая и сокрушенная страна. Палестина одета в рубище и пепел."

Марк Твен, Простаки за границей, 1869 год.



Когда в Страну Израиля прибыли "халуцим" – еврейские первопроходцы – им приходилось осушать малярийные болота, жить в городах, где по улицам текли сточные воды, пить загрязненную воду, бороться с частыми эпидемиями холеры. Но прежде всего, им нужно было выкупать земли у арабов.

Для этого была основана организация под названием Керен Кайемет ле-Исраэль – Еврейский национальный фонд. Еврейский общины всего мира жертвовали деньги Национальному фонду для приобретение земель в Палестине.










Израильская история – это история разногласий между арабскими государствами и Израилем, которые часто перерастают
в вооруженные конфликты.

Мы попытаемся понять, почему так происходит.

Дополнительная информация


В начале сотворения
Б-гом неба и земли.
(Берешит, 1:1)

Сказал рабби Ицхак:
«… Ибо если скажут народы мира Исраэлю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов»,
то (сыны Исраэля)
скажут им:
«Вся земля принадлежит Святому, благословен Он.
Он сотворил ее
и дал ее тому,
кто Ему угоден.
По воле Своей Он дал
ее им (на время),
по воле Своей Он
отнял у них
и дал ее нам».



современные
израильские монеты
и монеты, найденные при раскопках, доказывающие тысячелетнее присутствие евреев
на этой земле.



Знаете ли вы, что…


согласно новейшим исследованиям, в Израиле живет более трети мирового еврейства.



На этих уроках вы узнаете:

• почему палестинские арабы заявляют, что наша страна – это их родина;

• какие войны происходили между арабскими странами
и Израилем;

• какие попытки разрешения арабо-израильского конфликта предпринимались
в прошлом;

• каково состояние
дел на сегодня.




Сэр Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер-Че́рчилль

1874 - 1965

британский государственный и политический деятель.

премьер-министр Великобритании в 1940—1945 и 1951—1955 годах.

военный, журналист, писатель, почётный член Британской академии (1952)[2], лауреат Нобелевской премии по литературе (1953).

«У арабов нет причин быть противниками евреев.
Евреи обеспечили развитие Палестины, они вырастили сады
и обеспечили
ирригацию полей,
построили школы и электростанции, сделали Палестину гораздо более приспособленным и удобным для жизни местом,
чем она была за несколько лет
до их приезда.

Арабы живут теперь гораздо лучше, чем
до прибытия евреев…
Арабы обязаны всем, что они имеют, еврейской инициативе.

Насилие со стороны арабов вызвано фанатизмом и завистью».


Сэр Уинстон Черчиль.
Из показаний комиссии Пиля.
(1937 год)






Работа
в классе