Иерусалим – столица царя Давида

Марк Розенберг, Даниэль Роуз

Урок 1

Археологический ликбез

Урок 2

Как Иерусалим стал столицей

Урок 3

Стратегия царя Хизкиягу

Урок 4

Память о разрушении Иерусалима

Память о разрушении Иерусалима


Мы оставим время правления царя Хизкиягу и переместимся на 130 лет вперед,
в 586 год до н.э. Могущественная Вавилонская империя победила ассирийцев и теперь угрожает Иерусалиму.




Падение Иерусалима



На первом уроке мы "откопали" древнюю буллу – печать из особо твердого сорта глины, которой писцы эпохи Первого Храма скрепляли письма.

Письмо сворачивали в трубочку, перевязывали бечевкой, затем концы бечевки склеивали кусочком незатвердевшей глины и ставили на нем оттиск печати царя или сановника. После того, как булла затвердевала, невозможно было прочитать письмо, не сломав печати. Так официальные лица древности обеспечивали секретность государственной переписки.



На буллах, обнаруженных археологами в Граде Давида, стоит имя Гедалии бен Пашхура, упомянутого в ТАНАХе. Эти находки помогают понять некоторые подробности падения Иерусалима и Первого Храма. Навухаднецар (Навуходоносор), царь Вавилона, появился у стен Иерусалима в 597 году до н.э.

Как сказано в древневавилонских хрониках, он "покорил город (Иерусалим), пленил царя и поставил другого, угодного ему, (Цидкиягу) и обложил его тяжелой данью".

Иерусалим больше не был столицей независимого царства, как во времена Давида и Шломо. Теперь Иудея стала частью Вавилонской империи и платила ей налоги. И даже царя евреи выбирали не сами – его назначал правитель Вавилона. Царь Цидкиягу постоянно искал пути освобождения от вавилонского ига. Однако пророк Ирмиягу (Иеремия) предупредил его, что не следует изменять клятве, данной Навухаднецару и заключать союз с противником Вавилона – Египтом.

Гедалия бен Пашхур, чье имя стоит на буллах, найденных в Граде Давида, был сановником Цидкиягу, не согласным с пророком Ирмиягу и даже собиравшимся его казнить. Это была одна из мрачных страниц нашей древней истории.

Пророку удалось спасти свою жизнь. Однако царь Цидкиягу восстал против могущественного Вавилона и отказался платить дань. Несмотря на предупреждение пророка, он заключил договор с Египтом. Цидкиягу верил, что Иерусалим снова станет столицей независимой державы, а Бог не допустит падения святого города.



Вавилонское войско вторглось в Иудею, однако Египет не поспешил на помощь своему союзнику. В 586 году до н.э., 17 числа месяца Тамуз вавилоняне начали осаду Иерусалима. Три недели спустя Иерусалим пал. Навухаднецар приказал сжечь Храм и, чтобы закрепить победу, он велел казнить сыновей Цидкиягу на глазах отца, а самого царя ослепить и угнать в Вавилон, где последнего царя Иудеи подвергли новым пыткам и унижениям.



На первом занятии мы "обнаружили" в Граде Давида бронзовые наконечники стрел. Это были стрелы вавилонских воинов, участвовавших в осаде Иерусалима. Результаты радиоуглеродного анализа подтвердили, что и наконечники, и обгоревшая деревянная балка датируются
6 веком до н.э., что соответствует рассказу ТАНАХа об осаде
и гибели Иерусалима.


Так пала столица Иудеи, ее духовный и политический центр. Тысячи евреев были уведены в Вавилон (сегодня на этой территории находится Ирак). Иерусалим был превращен в груду развалин.
9-е Ава, день гибели Храма, до сегодняшнего дня является днем
поста и траура. В этот день мы оплакиваем разрушение Иерусалима
и Храма.



"Как одиноко сидит столица, (некогда) многолюдная, стала подобна вдове. Великая среди народов, владычица областей стала данницей!"

Эйха (плач Иеремии), 1:1



В поэме "Эйха" пророк Ирмиягу не задает вопроса: "Почему был разрушен Иерусалим?" С исторической точки зрения ответ на этот вопрос достаточно ясен: Вавилонская империя была намного сильнее Иудеи.



Но пророк не столько гневается на вавилонян, сколько упрекает евреев в том, что они мало заботились друг о друге, и о своем великом и святом городе. Их легкомыслие, считает пророк, и привело к гибели Иерусалима.



Однако разрушение Первого Храма и вавилонское пленение не заставили евреев забыть Иерусалим.
Он продолжал быть духовной столицей еврейского
народа и остается таковой поныне.



В нашей время, когда город снова стал столицей государства, тысячи евреев со всего мира стремятся сюда, чтобы своими глазами увидеть современный Иерусалим, а также то, что сохранилось от древнего города. Археологические находки, выставленные в Старом городе и в музеях Иерусалима, помогают нам лучше понять события далекого прошлого.






1. Археологические находки. Музей. Иерусалим
2. Восстановленная синагога "Хурва". Старый город. Иерусалим
3. Новый подвесной мост "Арфа Давида". Иерусалим
4. Музей библейских стран (археология). Иерусалим
5. Иерусалим
6. Пешеходная улица "Бен Иегуда" - любимое место туристов. Иерусалим
7. Городской трамвай. Иерусалим




На этом уроке
мы будем говорить
о конце эпохи
Первого Храма.

Мы оставим время
правления царя Хизкиягу и переместимся на
130 лет вперед,
в 586 год до н.э...


Задание:


прочитайте текст
последнего (4) урока, ответьте на задания
и вопросы


Задание 4_1

Задание 4_2

Задание 4_3

Задание 4_4