Связь еврейского народа с Иерусалимом возникла еще в эпоху патриархов, а, точнее, во времена праотца Авраама. Но только царю Давиду удалось превратить этот город в духовный и политический центр страны.
Торговцы недвижимостью говорят, что при выборе дома важно учитывать три критерия: во-первых, район, где расположен дом, во-вторых, район, где он расположен, и в третьих… район его расположения.
Представьте себе, что вы – царь Давид. Какие три критерия выбора будущей столицы вы можете назвать?
В 1004 году до н.э. царь Давид отвоевал Иерусалим у племени иевусеев. Он дал городу новое название – עיר דוד (Град Давида).
Место для новой столицы еврейского народа обладало несколькими уникальными особенностями, благодаря которым царь предпочел его остальным городам страны:
1. Возможность организовать оборону
2. Водные источники
3. Центральное и нейтральное расположение
4. Религиозная традиция
Иерусалим расположен на холмах. С запада древнюю часть города окаймляет долина Тиропеон,
а с востока - Кедронская долина. Тиропеон и Кедрон сливаются воедино в самой южной точке
городского ландшафта. Чтобы приблизиться к городу, враг неменуемо должен
пройти через одну из долин, каждая из которых хорошо видна жителям города.
Слабым местом
в системе обороны Иерусалима оставалась его северная часть. Для защиты города со всех сторон,
в том числе и с севера, Давид приказал построить крепость, то есть окружить город стеной.
В древние времена так строились все города.
Многие жители Иерусалима днем выходили за городскую черту для работы в поле, но перед наступлением темноты снова возвращались в пределы стен. После этого городские ворота запирались: так горожане обеспечивали неприкосновенность своих жилищ в ночное время.
В наше время задача водоснабжения города решается с помощью современного водопровода,
который нередко доставляет воду издалека. В древности таких водопроводов не было, поэтому
города всегда возникали вблизи источника питьевой воды.
Многие крупные города мира стоят
на больших реках: Лондон – на Темзе, Париж – на Сене, Москва – на Москва-реке. И даже
Нью-Йорк, основанный намного позже старинных городов Европы, тоже стоит на полноводной реке Гудзон.
В Кедронской долине на востоке Иерусалима протекает ручей Гихон. В отличие от многих водных
ресурсов Израиля, Гихон не пересыхает летом, поэтому он представляет собой бесценный источник
воды для города.
У ручья Гихон был помазан на царство строитель
Иерусалимского Храма – царь Шломо.
Зимой жители древнего Иерусалима собирали дождевую воду,
для чего ставили возле домов большие кувшины. Но Гихон,
вода которого собиралась в
искусственный водоем за пределами
городской стены, все же оставался незаменимым источником
пресной воды, особенно засушливой зимой, а также летом.
Компания, которая обеспечивает водой жителей современного Иерусалима, называется "Гихон".
Одной из целей царя Давида было объединение колен Израилевых. Иерусалим находится в центре страны. Это означало, что посланники всех двенадцати колен могли сойтись вместе именно здесь. Никому не пришлось бы пересекать всю страну, чтобы увидеть царя или посетить общенациональную святыню. Кроме того, земля, на которой стоит Иерусалим, не принадлежала ни одному из двенадцати колен и считалась "нейтральной", что обеспечивало равноправие колен и способствовало их объединению.
Согласно традиции, Акедат Ицхак # произошло на горе Мория в Иерусалиме.
Когда царь Давид завоевал Иерусалим, он построил Град Давида чуть южнее этой горы, а на ней решил построить Храм.
Итак, царь Давид хотел объединить двенадцать колен Израиля в единый народ. Но для этого Иерусалим должен был стать не просто политическим центром страны. Недостаточно было только построить крепость для защиты от врагов и возвести царский дворец. Евреям нужен был общий религиозный центр, где они могли бы служить единому Богу и собираться на праздники. Так царь Давид пришел к идее строительства Иерусалимского Храма.
וַיְהִי, כִּי-יָשַׁב הַמֶּלֶךְ בְּבֵיתוֹ; וַיהוָה הֵנִיחַ-לוֹ מִסָּבִיב, מִכָּל-אֹיְבָיו. וַיֹּאמֶר הַמֶּלֶךְ, אֶל-נָתָן הַנָּבִיא, רְאֵה נָא, אָנֹכִי יוֹשֵׁב בְּבֵית אֲרָזִים; וַאֲרוֹן, הָאֱלֹהִים, יֹשֵׁב, בְּתוֹךְ הַיְרִיעָה
"И было: жил Давид в доме своем, и Господь дал ему отдых от всех врагов, что вокруг него, и сказал царь пророку Натану: посмотри, вот я живу в доме кедровом, а Ковчег Господа живет внутри завес".
Царь Давид был не только великим воином, но и великим поэтом и духовным лидером народа.
Его не оставляла мысль о том, что он живет в прекрасном дворце из кедра, а Ковчег Завета #
представляет собой скромное сооружение, не имеющее постоянного пристанища, и его вечно
перевозят с места на место.
Чтобы выразить благодарность Всевышнему за свои военные победы, Давид решил построить постоянное святилище для Ковчега Завета и приобрел для этого участок земли на горе Мория.
Давиду хотелось самому построить Храм, но пророк Натан объяснил, что эта миссия не для него: Давид много лет воевал, его руки были обагрены кровью врагов.
"Храм будет святилищем мира, - объяснял Давиду пророк Натан, - и поэтому строить его должен мирный человек". Таким мирным царем стал Шломо – сын царя Давида.
Шломо не жалел средств для постройки Храма. Он закупил в соседних странах самые дорогие строительные материалы. Он нанял самых известных зодчих, которые наблюдали за строительными работами. Храм строили семь лет, и в его сооружении приняли участие тысячи людей. В ТАНАХе подробно описано, как царь повысил налоги, чтобы собрать деньги для строительства, как из Ливана были привезены чудесные кедры и как трудился народ.
Освящение Храма навсегда изменило историю Иерусалима. Храм стал духовным центром еврейского народа. Даже после того, как вавилоняне разрушили Первый Храм в 586 году до н.э., он не был забыт, а Иерусалим навеки остался столицей и духовным центром евреев.
Вскоре после смерти царя Шломо его государство разделилось. Десять северных колен создали северное царство, а колена Иегуды и Биньямина – южное. При этом Иерусалим оказался столицей Иудеи – южного царства.
Правитель северного царства, Израиля, опасался, что, если его подданные по-прежнему будут
приходить в Иерусалим на храмовые праздники, это ослабит его власть. Он перенес столицу
своего царства в Шомрон (Самарию) и запретил северянам совершать паломничество в Иерусалим.
С целью привлечения паломников он возвел новые храмы в
Бейт-Эле (Самарии) и в Дане (Галилее).
Однако северное
царство погибло, а его население оказалось рассеяно между
народами различных
стран и в итоге исчезло.
Так пренебрежение Иерусалимом привело к национальной трагедии.
Знаете ли вы...
Иерусалим до сих пор играет центральную роль в еврейском богослужении. Все синагоги мира обращены в сторону Иерусалима. Где бы ни молился еврей – дома, в синагоге или ином месте – он всегда обращается лицом к Иерусалиму.
Увидеть столицу царя Давида очень просто. Нужно отойти немного к югу от Храмовой горы –
и Град Давида (Ир Давид) перед вами.
Храм возвышался над городом, чуть ниже стоял царский дворец, а еще ниже по склону горы –
жилые дома.
Археологи, которые производили здесь раскопки в 1980 году, разделили Ир Давид на участки
и начертили план-сетку. Больше всего находок оказалось в квадрате, помеченном буквой G.
Многие удивительные находки, о которых мы говорили на прошлом уроке, были найдены именно там.
Археологи и сегодня продолжают работу, надеясь отыскать дворец царя Давида. Уже найдено
множество артефактов, проливших свет на историю Иерусалима.
Знаете ли вы...
Во время раскопок археологам помогают любители – студенты и школьники. В 2008 году один такой добровольный помощник нашел в Ир Давид древний клад – 264 золотые монеты 7-го века нашей эры.
1. Град Давида 2. Храмовая гора 3. Источник Гихон и тоннель Хезкиягу 4-5. Акведуки 6-7. Кедронская долина