Археологи приходят на место, где в далеком прошлом обитали люди. Это может быть стоянка
древнего человека или следы древнего города. Ученые тщательно просеивают почву для отбора
"артефактов" – предметов, сделанных руками человека. Часто найденным артефактам сотни, а
то и тысячи лет. Это обломки строений, надписи на камнях и глиняных табличках, фрагменты
орудий труда, захоронения и древняя керамика. Обычно их находят в результате раскопок.
Раскопки, как правило, производят там, где рельеф местности кажется рукотворным: если
какая-либо возвышенность отличается от соседних, не исключено, что она построена человеком.
Именно там, скорее всего, и погребены остатки цивилизации, которую нам предстоит обнаружить и описать.
Как правило, древний текст, например ТАНАХ, называет места, где когда-то жили люди: семья,
племя или целый народ. Археологи читают текст и ищут тель. Так на иврите называется
искусственный холм – городище.
Часто тель – результат деятельности нескольких цивилизаций, каждая из которых строила свой
город на руинах более древнего.
Как возникает тель? Представьте себе, что в какой-то точке земного шара вырос город. Через несколько столетий он погиб в результате вражеского набега или стихийного бедствия. Проходит еще какое-то время – и руины заносит песком. Через сотни лет погибший город покрывается слоем земли и щебня, зарастает травой и кустарником.
И вот на это место приходит новое племя или другой народ. Он строит на холме новый город, часто используя камни, оставшиеся от прежнего поселения. Это своего рода "вторичное использование" разрушенного города. Придет время – и новый город тоже погибнет, а на его месте возникнет тель, еще выше и шире прежнего. Такой многослойный холм, хранящий в себе секреты мертвых городов, представляет огромный интерес для археологов.
Сначала ученые изучают структуру холма, исследуют его рельеф. Это помогает им сузить участок
исследований. Они размечают территорию и прокапывают шурфы - пробные шахты небольшого диаметра.
Работа ведется очень осторожно, чтобы не перемешать находки, относящиеся к разным эпохам.
Этот этап работы археолога называется "шурфовка". Так археологи могут оценить предварительные
результаты раскопок.
Затем вся территория раскопа с помощью колышков и бечевок делится на
участки. Сверху эта разметка может напоминать сетку. План-сетка переносится на бумагу,
каждому участку присваивается номер. Сетка позволяет точно указать, в какой части раскопа
был найден тот или иной артефакт. Затем археологи приступают к собственно земляным работам.
Тель разделен на уровни, каждый из которых относится к определенной эпохе. Такой уровень
называется "культурным слоем". Археологи извлекают артефакты, принадлежащие к определенному
слою и фотографируют их. Однако, иногда в процессе работы приходится извлекать отдельные
предметы из более глубокого слоя. Их оставляют, чтобы изучить позже.
Раскопки могут привести к новым открытиям, но они способны и разрушить городище. Задача
археологов не повредить артефакты и не перемешать предметы, относящиеся к разным культурным
слоям. Иногда ученые могут вскрыть новый исторический пласт, углубившись в землю всего на
несколько сантиметров, а бывает, что следующий слой находится на глубине нескольких метров
по сравнению с более ранним. Чем глубже копают археологи, тем больше они проникают в историю,
пока, наконец, лопаты не доходят до так называемой "коренной подстилающей породы". Это слой
нетронутой земли или камня, в котором больше нет артефактов.
Всю извлеченную породу необходимо просеять сквозь очень мелкое сито, чтобы не оставить без
внимания ни один рукотворный объект. Археологи также сдают на анализ пробы почвы из различных
слоев земли.
Все находки отправляются в специальную лабораторию. Задача "кабинетных" археологов – найти
предметы, аналогичные тем, что уже были найдены в других частях страны. Они внимательно
изучают материал, из которого изготовлены артефакты, способ обработки, орнаменты, нанесенные
на предметы.
Для датировки используются различные методы, например метод радиоуглеродного анализа # .
Археологические находки позволяют узнать, как древние люди трудились, как они добывали себе
пропитание, во что верили, каким богам поклонялись, какую одежду носили, как ходили на войну,
как строили жилища и многое, многое другое. Кроме того, надписи и фрагменты древних рукописей
можно сравнить с уже известными, сохраненными древней литературой или ТАНАХом.
Археология занимает центральное место среди методов исторического исследования в Израиле.
Она имеет огромное значение для современного израильского общества. Новые находки на территории
нашей страны привлекают внимание ученых и широкой публики во всем мире. Это связано с тем,
что нет ни одной страны, где бы не читали и не почитали Книгу Книг – ТАНАХ (Библию),
события которой происходили на территории современного Израиля.
Самые знаменитые находки израильских археологов – это крепость Масада, рукописи
Мертвого моря (Кумран) и древние сооружения на горе Эйваль.
Раскопки на горе Эйваль # ,
в окрестностях города Шхема, производила группа израильских археологов во главе с Адамом
Зарталем. В процессе работы было обнаружено древнее сооружение, в центре которого ученые
нашли множество костей домашних животных, что позволило предположить, что группа обнаружила
древний жертвенник (алтарь). Размеры алтаря и его расположение относительно сторон света
позволили Зарталю сделать вывод, что речь идет о еврейском, а не языческом жертвеннике.
Кости животных были отправлены в лабораторию факультета биологии Еврейского университета в
Иерусалиме. Оказалось, что это останки именно тех животных, которые предписаны Торой в качестве
жертвенных.
Кроме того, в раскопе были обнаружены две серьги в египетском стиле и кубок, сделанный из
камня вулканической породы. В окрестностях г. Шхема – в Самарии (Шомроне) – нет вулканов
и, соответственно, вулканической породы. Этот факт позволил предположить, что люди,
построившие жертвенник, пришли издалека и принесли с собой вещи, сделанные в другой стране.
Радиоуглеродный анализ кубка и костей животных показал, что находкам примерно 3500 лет.
Чтобы сложить фрагменты пазла и получить цельную картину, Зарталь задался следующими вопросами:
1. Когда сыны Израиля использовали гору Эйваль в качестве места поклонения Богу?
2. Как у строителей жертвенника оказались египетские серьги?
3. Почему у строителей жертвенника были кубки, сделанные из вулканической породы?
Ответы на эти вопросы Адам Зарталь нашел в ТАНАХе. Он понял, что обнаружил тот самый алтарь,
который построил Иегошуа бин Нун # ,
когда сыны Израиля после сорокалетних скитаний по пустыне перешли через Иордан и оказались в
Земле Израиля. Это событие описано в книге Иегошуа:
אז יבנה יהושע מזבח לה' - לה' ישראל בהר עיבל.
"И тогда построил Иегошуа жертвенник Господу, Богу Израиля, на горе Эйваль".
Серьги потеряла женщина, которая приобрела их в Египте за сорок лет до построения жертвенника. Кубок был принесен с Восточного берега Иордана – там встречаются подобные камни, и именно в тех местах сыны Израиля стояли лагерем прежде, чем перешли через Иордан. Таким образом, находки Адама Зарталя оживили страницы ТАНАХа.
Фрагмент раскопа