Человека на картинке зовут Элазар бен Цдака бен Ицхак. До недавнего времени он был Первосвященником самаритян. Самаритяне живут высоко в горах Шомрона. Они считают себя потомками евреев, населявших когда-то Северное (Израильское) царство #.
Они также говорят, что их священники – потомки Аарона, первого из Первосвященников Храма.
Многие историки не согласны с этой версией так же, как и еврейская традиция. Но даже если
род самаритян-священников возник лишь в эпоху эллинизма #,
все равно это самая древняя династия священников на земле, которая непрерывно служит в одном и том же храме.
Так кто же такие самаритяне? В самом ли деле они – потомки древних израильтян?
Когда Ассирия завоевала древний Израиль, его население было уведено в плен и рассеяно между народами. На их место поселили другой покоренный народ.
В те времена люди поклонялись богам той страны, где жили, и поэтому переселенцы, оказавшись
в Израиле, захотели поклоняться Богу Израиля. Ассирийцы привели им коэна #,
который начал обучать их Торе и заповедям. Так они стали исповедовать религию евреев. Потомки
этих переселенцев, принявших иудаизм, до сих пор живут в Самарии и называют себя самаритянами.
Однако они не восприняли Устную Тору (Талмуд), и поэтому евреи не считают их частью еврейского народа.
Самаритяне, тем не менее, претендуют на звание истинных потомков евреев из Северного (Израильского)
царства и считают, что исповедуют ту же самую религию, что и в древнем Израиле.
На иврите
"самаритянин" – шомрони, שומרוני)), от глагола לשמור - беречь, сохранять.
Самаритяне утверждают, что именно они сохраняют и берегут истинную веру, а не евреи, принесшие из Вавилонского пленения чуждые влияния и обычаи.
Согласно учению самаритян, Бог избрал гору Гризим # в окрестностях Шхема в качестве места, где должен стоять Храм. Именно она, а не Иерусалим, считают самаритяне, должна быть главным религиозным центром иудаизма.
Поэтому они построили на горе Гризим свой храм. Во время молитвы самаритяне стоят лицом к этому храму, а не к Иерусалиму, подобно евреям.
В древности численность самаритянской общины достигала миллиона человек. В средние века она
значительно сократилась из-за религиозных преследований со стороны мусульман.
В новое время
самаритяне почти исчезли. Однако после провозглашения Государства Израиль неселение общины
немного выросло. На горе Гризим сегодня живет 700 человек.
Песах для самаритян – главный праздник года. В это время они совершают восхождение на гору Гризим. Мужчины облачаются в традиционные белые одеяния и тюрбаны, берут в руки посохи. Самаритяне ставят шатры на склонах горы, а с наступлением ночи принимаются есть мацу, подобно сынам Израиля, только что покинувшим Египет.
Их маца отличается от еврейской – она круглая, мягкая и больше похожа на лаваш. Они приносят в жертву пасхальных ягнят, жарят мясо на огне и совершают поспешную трапезу, так как в Торе сказано, что мясо жертвы должно быть съедено до наступления утра. Именно так вели себя сыны Израиля сразу после Исхода из Египта.
До провозглашения Израиля самаритяне находились на грани исчезновения.
Сегодня они живут
как на горе Гризим в окрестностях Шхема, так и в израильском городе Холон, где по инициативе
второго президента Израиля Ицхака Бен-Цви для них построили отдельный квартал.
Они верны
государству Израиль, а некоторые мужчины-самаритяне служат в израильской армии. Это также
стало возможным благодаря Ицхаку Бен-Цви, проявившему заботу об этой маленькой общине.
Ицхак Бен-Цви, историк и второй президент Государства Израиль, родился в Украине. Он был организатором одного из отрядов еврейской самообороны, созданного для защиты от погромов. В 1907 году Бен-Цви приехал в Палестину, бывшую одной из колоний турецкой (Оттоманской) империи. Здесь он принял участие в создании организации А-Шомер а-цаир (Молодой страж), чьей задачей была охрана еврейских поселений от нападения арабских банд.
Деятельность Ицхака Бен-Цви и Давида Бен-Гуриона, будущего премьер-министра Государства Израиль,
раздражала турецкие власти, которые в итоге выслали обоих из страны. Товарищи по сионистскому
движению оказались в Америке, где вдвоем написали книгу по истории еврейского народа и страны
Израиля. Они много сделали для распространения идей сионизма среди евреев Америки.
Во время Первой мировой войны Бен-Цви вступил добровольцем в ряды Британской армии и вместе
с ней вошел в Палестину. В 1920-е годы, в период арабских погромов Ицхак Бен-Цви стал одним
из основателей Хаганы, нелегальной военной организации евреев Эрец-Исраэль.
Бен-Цви заступил на пост президента в 1952 году и служил своему народу верой и правдой до своей кончины в 1963 году. Будучи президентом, Бен-Цви продолжал жить в скромном деревянном домике в Иерусалиме, отказываясь переезжать в президентскую виллу.
О нем вспоминают как о человеке, который подал пример скромности и беззаветного служения свой стране не одному поколению политиков.
Будучи историком, Ицхак Бен-Цви живо интересовался разными общинами Израиля. Так, он проявил заботу об исчезающей общине самаритян. В доме президента Бен-Цви бывали светлокожие ашкеназы, смуглые сефарды, темнокожие выходцы с Востока. Гости приносили с собой рассказы о своей семье и традициях, дарили президенту изделия мастеров Марокко, Йемена, Ирака и других стран.
В центре страны, неподалеку от Иудеи и Иерусалима, расположен быстро развивающийся город Модиин. Здесь много молодых семей с маленькими детьми, и большая часть населения города занята в области высоких технологий. Но каким бы новым и современным ни был Модиин, его название восходит к далекой эпохе, когда происходили события, связанные с праздником Ханука.
История Модиина связана с эпохой Второго Храма, когда страной правила династия Селевкидов –
сирийцев, воспринявших греческую культуру. Они считали, что эта культура должна завоевать
весь мир, и пытались заставить и еврейский народ отречься от веры в Единого Бога.
Евреи отказались поклоняться греческим богам и начали восстание. Во главе восстания стояла
семья Маккабим (Маккавеев) из Модиина.
Они были готовы пожертвовать жизнью, чтобы еврейский
народ сохранил свою веру и духовные ценности.
Маккабим стали символом воинской доблести, силы и мужества еврейского народа на все времена.
Поэтому в наши дни израильтяне назвали их именем множество учреждений, организаций и населенных пунктов:
• Маккабиада – еврейская олимпиада.
• Больничная касса "Маккаби" – крупная организация в сфере здравоохранения.
• "Маккаби-Хайфа" – футбольная команда и спортклуб.
• "Маккаби-Тель-Авив" – лучшая баскетбольная команда страны
и Европы (2013-14).
• Маккабим – пригород Модиина.
Также и евреи диаспоры часто используют название "Маккаби". Например, одна из еврейских школ
Северной Каролины называется "Академия Маккаби".
Современный Модиин был основан в 1996 году. Сегодня здесь живет 80000 человек, и город продолжает расти.
В окрестностях Модиина находятся поселки Маккабим, Хашмонаим, Матитьягу, Лапид и Менора.
Знаете ли вы, почему эти поселки носят такие названия?
Несколько фактов о Модиине:
• Модиин находится на полпути между Иерусалимом и Тель-Авивом.
• Это один из самых быстрорастущих городов страны.
• Согласно плану развития Модиина, его население должно достичь 250000 человек.
• Модиин является примером передового градостроительства. Более 50% площади города –
зеленая зона. Она состоит из скверов, ландшафтных парков и природных заповедников.
Знаете ли вы?
По сторонам от шоссе, ведущего в Модиин, можно увидеть большие дорожные знаки с надписью "Могилы Маккабим, деревня Хашмонаим".
Эти памятники древности были обнаружены школьниками-евреями в канун Хануки 1907 года на территории, которую арабы называли Кубур аль-Ягуд – "еврейские могилы".
Захоронения представляют собой
выбитые в скальной породе искусственные пещеры, стены и крыши которых укреплены камнями.
Согласно местному преданию, это и есть склепы легендарных Маккавеев, однако историки полагают,
что настоящие могилы предводителей народного восстания так и не были обнаружены. Вероятно,
они прячутся под асфальтом современного Модиина.