Сегодня я хочу рассказать вам об Иудее и Самарии. А говорить о них можно бесконечно...
Иегуда и Шомрон, иначе говоря, Иудея и Самария – это как раз те места, где жили наши праотцы, правили еврейские цари, сражались наши древние герои и трудились еврейские земледельцы.
Сегодня вы узнаете о географических особенностях этой части страны. Мы поговорим о значимости
этой территории как для всего народа, так и для каждого из нас. Мы побываем в четырех древних
городах Иудеи и Самарии, увидим, кто живет там сегодня, побеседуем о политическом положении
этого района.
Удивительно, что такая маленькая страна, как Израиль, вмещает в себя территории, сильно
отличающиеся по рельефу и климату.
Здесь находится место, которое является самой низкой
точкой земного
шара, и высокая гора Хермон, где зимой выпадает снег.
На территории нашей
страны можно увидеть сухие, безводные пустыни
и тенистые леса.
В одной части – вздымаются
горы, которые когда-то были действующими вулканами, а в другой – вся земля покрыта тонким
белесым песком,
похожим на мел.
Где-то бьют горячие источники, а совсем недалеко зовут в
прохладную глубину горные пещеры.
В мире не так много стран, поражающих подобными контрастами. Обычно, чтобы попасть из
гористой части в равнинную, приходится совершить долгое путешествие. Но в Израиле все
контрасты – рядом!
А ведь площадь страны в полтора раза меньше площади Московской области!
Три тысячи лет назад наши предки жили в Иудее и Самарии, в таких городах как Иерусалим,
Хеврон, Бейт-Лехем, Шило, Шхем и Бейт-Эль.
Восточный склон Самарийского горного хребта спускается к долине реки Иордан. Это прекрасная
плодородная земля, орошаемая рекой, которая никогда не пересыхает.
Восточный склон Иудейских гор заканчивается сухой Иудейской пустыней, а еще дальше к востоку
находится безжизненное Мертвое море.
А теперь давайте посетим четыре города Иудеи и Самарии, где жили древние евреи: Бейт-Лехем (Вифлеем), Бейт-Эль, Шило и Шхем. О таких важных городах, как Хеврон и Иерусалим, рассказывается в других книгах нашей программы, поэтому сегодня речь не о них.
Бейт-Лехем расположен по дороге из Иерусалима в Хеврон, в северной части Иудейских гор. За прошедшие тысячелетия пейзаж здесь мало изменился – все те же горы, луга и долины, что и в древние времена. И все так же растут и плодоносят виноградники и оливковые рощи, а пастухи бродят по горам со стадами овец.
Какие события ТАНАХа # произошли в Бейт-Лехеме?
• Яаков и Рахель возвращались в Эрец-Исраэль из дома Лавана #.
По дороге Рахель родила Биньямина. Она умерла и была похоронена в Бейт-Лехеме.
• Главные события книги Рут #
происходят в Бейт-Лехеме.
• Давид #,
праправнук Рут, которому было суждено стать самым великим царем Израиля, родился и вырос в Бейт-Лехеме.
• После разрушения Первого храма #
сыны Израиля были изгнаны из своей страны и очутились в Вавилоне. Как рассказывает мидраш (притча),
когда они проходили мимо Бейт-Лехема, праматерь Рахель воззвала к Всевышнему, умоляя пощадить
ее детей. Всевышний пообещал ей, что когда-нибудь сыны Израиля вновь вернутся на родину.
Рахель олицетворяет собой еврейскую мать, которая горюет о своих детях, находящихся в изгнании. В самые черные дни, во время войн и погромов, евреи вспоминали о Рахель-имейну – праматери Рахели.
И сегодня десятки тысяч евреев ежегодно приходят к гробнице Рахели, чтобы помолиться и попросить Бога о милости.
Праматерь Рахель долго оставалась бездетной, поэтому именно сюда приходят женщины, чтобы молиться о рождении ребенка. А те, у кого уже есть дети, молятся за их здоровье и счастье.
Бейт-Лехем (Вифлеем) – город, важный для христиан всего мира. И его население сегодня состоит из христиан и мусульман. Однако, в городе чувствуется и еврейское присутствие: к гробнице праматери Рахели всегда течет поток паломников-евреев.
Бейт-Эль лежит в Иудейских горах. Это один из самых древних еврейских городов в Стране Израиля. Какие события ТАНАХа произошли в Бейт-Эле?
• Когда праотец Авраам пришел в Эрец-Исраэль #,
он оказался в Бейт-Эле. Там он воздвиг жертвенник в благодарность Всевышнему за то, что Творец привел Авраама в свою страну.
• На том же месте внук Авраама, Яаков, увидел сон #,
в котором Всевышний обещал ему защиту и возможность вернуться в Эрец-Исраэль. Поэтому Яаков назвал это место Бейт-Эль
(дом Божий).
• Бейт-Эль был одним из первых городов, захваченных Иегошуа бин Нуном #
после того, как сыны Израиля вернулись в страну своих предков.
Во время Войны за Независимость # в 1948 году большая часть Иудеи и Самарии была захвачена Иорданией. Израильская армия вернула эти земли через девятнадцать лет, во время Шестидневной войны #. Евреи вновь поселились в Бейт-Эле и создали там процветающую общину, где сегодня проживает около тысячи семей.
На каменистых холмах, по которым когда-то кочевали Авраам и Яаков,
стоят дома, школы, ешивы и детские сады, куда ходят тысячи детей. В Бейт-Эле есть фабрики,
мастерские, поликлиники и библиотека.
Там живут люди, которые продолжают традиции своих
предков и, подобно им, выращивают виноград и оливки на склонах здешних гор.
Шило находится в горах Самарии. В древности это был один из важнейших городов этой части страны.
• Шило стало пристанищем Мишкана #
(Скинии) – переносного Храма, в котором евреи служили Богу во время скитаний по пустыне.
Это место было выбрано, когда евреи под руководством Иегошуа бин Нуна завоевали Эрец-Исраэль.
Три раза в год – на Песах, Шавуот и Суккот – сюда приходили евреи со всех концов страны,
чтобы поклониться Всевышнему.
• В Шило молилась Хана #,
чтобы Всевышний дал ей детей. У нее родился сын, которого она назвала Шмуэль #,
и, согласно обету, вернула его в Мишкан, где он вырос, стал пророком и лидером еврейского народа.
Во время Войны за Независимость Шило тоже был захвачен Иорданией, и отвоеван Израилем в Шестидневную войну в 1967 году. В 1978 году сюда пришла группа израильтян, чтобы заложить новое поселение на земле своих предков. В центре построили синагогу, архитектурный облик которой напоминает Мишкан. Сегодня в Шило проживает 250 семей.
Руины древнего Шило ежегодно посещают тысячи туристов.
Шхем находится в горах Самарии. В древности он был столицей Северного (Израильского) царства #. Здесь происходили наиболее драматические и даже трагические события библейской истории.
И хотя именно в окрестностях Шхема был обновлен завет евреев с Богом, наши мудрецы считали Шхем злополучным местом. Судите сами…
• Когда праотец Яаков вернулся в Эрец-Исраэль, он поселился в Шхеме. Сын царя Шхема украл
Дину, дочь Яакова. Чтобы отомстить за сестру, ее братья, Шимон и Леви, убили всех мужчин в городе.
• В окрестностях Шхема был продан в рабство Йосеф #.
Он умер
в Египте, но его останки перенесли в Эрец-Исраэль и захоронили
в Шхеме.
• Десять северных колен Израиля встретились в Шхеме и приняли решение не подчиняться колену
Иегуды. Так произошел раскол единого еврейского государства. Шхем стал столицей Северного,
Израильского царства.
Сегодня Шхем – арабский город. Там нет ни одного израильтянина, однако многие евреи приходят в Шхем, чтобы помолиться у гробницы Йосефа. Это непростое и даже опасное паломничество проходит под охраной израильской армии и полиции. В последние годы местные арабы несколько раз разрушали, сжигали и оскверняли гробницу Йосефа.
Несколько солдат Армии обороны Израиля отдали жизнь во имя защиты этой святыни.
В Иудее и Самарии сохранялись небольшие еврейские общины даже в те времена, когда большинство евреев не жили в Эрец-Исраэль. С началом массовой алии # на земле Иудеи и Самарии возникли новые города и поселки, основанные переселенцами-евреями.
Однако во время Войны за Независимость эти территории были оккупированы Иорданией, и еврейские поселения в Иудее и Самарии были разрушены.
Эта территория вновь стала частью Израиля во время Шестидневной войны 1967 года. После этого в Иудее и Самарии возникло множество новых поселений. Некоторые из них выросли в крупные города. В том же 1967 году ООН приняла резолюцию, требующую, чтобы Израиль освободил "оккупированные" территории Иудеи и Самарии (так называемый "Западный берег реки Иордан").
Условием освобождения этих земель должен был стать прочный и справедливый мир с арабскими соседями.
Мир с арабским соседями так и не был установлен, поэтому Израиль
до сих пор контролирует
значительную часть Иудеи и Самарии.
Однако в 1994 году часть городов "Западного берега" была передана под управление Палестинской автономии.
В прессе вы можете найти самые разные наименования этих территорий:
Иудея и Самария,
Западный берег, "оккупированные территории",
"спорные территории", "контролируемые Израилем
территории" и. т. д.
Арабы утверждают, что эта земля принадлежит им. Израиль, со своей
стороны, всячески подчеркивает историческую и оборонную значимость
Иудеи и Самарии для
еврейского народа.
Иудея и Самария – предмет разногласий не только между евреями и арабами, но также внутри израильского общества.
Предлагаются разные варианты решения этого конфликта.
Почти все они
предполагают аннексию части территорий
Израилем и присоединение остальной земли к
Палестинскому государству, если таковое возникнет.