Север Израиля: новые задачи

Элли Гельман

Урок 1

Гамла – взгляд
из прошлого

Урок 2

Путешествие
в Пкиин

Урок 3

Строить и отстраиваться

Урок 4

Новые города, поселки,
деревни

Новые города, поселки, деревни


В 1880 году в Эрец-Исраэль начали приезжать евреи из России и других стран Восточной Европы.






Переселенцы хотели трудиться на своей земле. Они построили на севере множество деревень.


Сначала это были мошавот (колонии), а затем коллективные хозяйства – кибуцы. Жители мошавот и кибуцим называли себя халуцим – первопроходцы. Многие из построенных ими общин существуют до сих пор.

Жизнь в Стране Израиля в ту пору была нелегкой.

У халуцим ничего не получилось бы, если бы не помощь богатых евреев из стран Западной Европы.

На месте болот возникли зеленые поля. Как же первопроходцам удалось преобразить страну?




На склоне горы Кнаан в XIX веке и сегодня (Рош-Пина)

История поселка Рош-Пина


Наш рассказ относится к 1878 году. Ранняя весна, горные склоны покрыты зеленью, а в расщелинах скал журчат ручьи. На деревьях появились первые цветы, вокруг них порхают птицы: наступила пора вить гнезда. В этой долине много плодородной земли, но ее нельзя вспахать. Здесь прекрасная вода, но ею нельзя орошать поля.


Страной Израиля правит Оттоманская империя #. Турки чинят препятствия евреям, которые хотели бы приобрести здесь землю, а тех, кто сумел это сделать, душат высокими налогами.

Что же делать?


Давайте послушаем, что говорят евреи-земледельцы. Быть может, нам стоит присоединиться к ним?

- Меня зовут Аарон Келлер. Мы с братьями и сестрами родились в Цфате #.
Наша семья жила в маленьком домике неподалеку от синагоги. Мой отец и дед - раввины. День-деньской они проводят в бейт-кнессете #, изучая Тору, и возвращаются домой лишь поздно вечером.

Отец и дед хотели, чтобы и я стал раввином, как они. Родня собиралась отправить меня на учебу в ешиву #. Но у меня другие планы. Я хочу трудиться на земле.


Мой друг Элазар Роках # решил оставить Цфат. Он собрал группу единомышленников, чтобы всем вместе купить землю на склоне горы Кнаан в окрестностях города. Я тоже присоединился к ним. Мне кажется, что нет сегодня задачи важнее, чем вернуть нашу землю к жизни.


Группа Рокаха купила землю у окрестных арабов, назвав этот участок Гай они – "Долина усилий".
Но их усилия оказались напрасными. Они не умели обрабатывать землю, и у них ничего не получилось.


А теперь давайте перенесемся в 1883 год. Мы находимся на том же месте в Галилее. Вокруг те же горы.



В деревню на склоне горы Кнаан вернулись люди. Они отстроили ее заново и назвали Рош-Пина #.



Это название означает "краеугольный камень". Оно взято из книги Теилим (Псалмов).
Вот этот отрывок:

אבן, מאאֶבֶן, מָאֲסוּ הַבּוֹנִים - הָיְתָה, לְרֹאשׁ פִּנָּה

Камень, отброшенный строителями, станет
во главу угла (станет краеугольным).

Теилим, 118


Выражение рош пина из книги Теилим легло в основу двух русских словосочетаний: "краеугольный камень" и "поставить во главу угла".

Что означают эти словосочетания?



Какой камень может быть краеугольным?



Почему первопроходцы назвали деревню Рош-Пина?



В Рош-Пине открылась лавка и несколько мастерских. Ее жители
занимались ремеслом и сельским хозяйством. Но дела у них шли неважно.
Они залезли в долги и рассорились между собой.


Что же делать?


Давайте послушаем, что говорит этот человек. Он приехал издалека и держит речь перед жителями деревни.


Прав ли он?
Согласны ли вы с тем, что он говорит?


- Меня зовут Перец. Я – доверенное лицо барона Ротшильда #. Барон Ротшильд – известный богач и меценат #, который жертвует средства на устройство еврейской жизни в Палестине. Он прослышал о ваших бедах и хочет вам помочь. Барон жертвует деньги на развитие деревни. Вы сумеете построить новые дома, мастерские и синагогу.

Я – специалист по виноделию и помогу вам разбить здесь виноградники и наладить производство вина.

Согласны ли вы принять помощь барона? Если да, вам придется выслушать наши рекомендации.



Что вы предпримете?

Возьмете ли вы деньги барона?
Скорее всего, это будет означать,
что его люди будут вмешиваться в ваши дела.

Не лучше ли самим решать свои проблемы?

Но как?


Жители Рош-Пины приняли предложение барона. Он помог им приобрести земли под виноградники. Присланные им специалисты обучили халуцим виноделию.

Жители Рош-Пины... и одна из первых этикеток для винных заводов
барона Ротшильда в Палестине


Кроме того, они разбили в Галилее прекрасный парк #, который существует по сей день, и его посещают тысячи людей.

А мы переносимся в 1929 год. Перед нами – долина в окрестностях Рош-Пины. Она называется Хула #. Это место могло бы стать новым сельскохозяйственным районом. Но вот беда: здесь свирепствует малярия.


Долина Хула заболочена. А болота кишат малярийными комарами – разносчиками опасной инфекционной болезни. Малярия уже унесла жизни многих халуцим, приехавших сюда ради освоения земли.

Как быть?



Давайте послушаем врача, который прибыл специально для борьбы с малярией. Кажется, у него есть план.


- Здравствуйте! Меня зовут д-р Гидеон Меир. Я специалист по лечению болезней, разносчиками которых являются насекомые. Я долгое время изучал механизм распространения малярии через комариные укусы. Еще немного лабораторных исследований, и я найду решение проблемы.


Доктор Гидеон Меир. 1929 год


Д-р Меир придумал, как предотвратить распространение малярии. Необходимо избавляться от личинок комаров прежде, чем из них вылупятся насекомые. Ему удалось спасти халуцим Рош-Пины от малярии, и скоро заброшенные земли вокруг деревни превратились в цветущие сельскохозяйственные угодья.

А доктор Меир стал профессором Еврейского университета # в Иерусалиме и приобрел мировую известность благодаря исследованиям в этой области. На склоне лет он вернулся в Рош-Пину, где и был похоронен.


Рош-Пина. Дом профессора Меира

Рош-Пина сегодня


Вы можете посетить:

• Самую старую гостиницу Галилеи. Сегодня здесь находится картинная галерея, где выставлены работы художников севера страны.

• Синагогу, построенную халуцим на том же месте, где ранее стояла синагога Элазара Рокаха и его сподвижников.

• Дом учителя, который преподавал в школе Рош-Пины сто лет назад. Это была одна из первых школ в стране, где обучение велось на языке иврит.


• Сад барона в центре Рош-Пины, где регулярно проводятся концерты.


• Лабораторию, где д-р Меир проводил свои исследования. Он ставил опыты на себе!


• Обзорную площадку на горе Кнаан. Отсюда видна вся долина Хула и поля, о которых мечтали первые поселенцы Рош-Пины.


Черкесы


Черкесы (их еще называют адыгейцами) тоже живут на севере Израиля. Представьте себе, что мы оказались в деревне Рахания.


12 звезд и 3 перекрещенных стрелы - одни из главных символов черкесов (эти символы присутствуют и на их флаге)


Нас уже ждет гид. Его зовут Рияд.




- Шалом, салям, хеллоу, привет! Я мог бы еще поздороваться с вами по-адыгейски, но вряд ли вы сумели бы повторить мое приветствие. У нас очень трудный язык – в нем множество звуков, которых просто не существует в других языках.

А еще мы, черкесы, с детства изучаем четыре языка. Так нам легче общаться с нашими соседями. Я учусь в пятом классе местной школы.


Наши предки поселились здесь в конце 19-го века. Они пришли с Кавказа. Россия много лет воевала с кавказскими народами и вынудила черкесов покинуть родину. Наш народ поселился на территории современных Иордании, Сирии и Израиля.

Теперь мы носим самые разные имена: адыгейские, арабские, еврейские и английские.


Мы мусульмане, но наши мечети совсем не похожи на арабские. Они построены из грубых камней и по архитектуре напоминают жилища народов Кавказа.

Мы принесли с собой нашу древнюю культуру: язык, национальную одежду, кавказскую кухню, нашу традицию изготовления сыра и необыкновенных блюд из него. Конечно же, мы сохранили и музыку, и яркий, темпераментный стиль танца.


Вам повезло – сегодня у нас ежегодный фестиваль. Вы увидите настоящую джигитовку. Все будут одеты в национальные костюмы. Вы сможете примерить папахи и расшитые женские шапочки.



А еще мы, черкесы, хорошие воины. Наши предки долго сопротивлялись русской армии. Мы ушли в изгнание только после того, как половина нашего народа была уничтожена захватчиками. Теперь мы с гордостью служим в Армии обороны Израиля. Когда я подрасту, то тоже буду солдатом.


Палестина. Черкесский танец... после тренировки. 1938 год



Похожи ли черкесы на евреев? Что у нас общего?




На предыдущем
уроке вы узнали,
как возобновилась
еврейская жизнь
в Галилее
после Восстания
Бар-Кохбы 1900 лет назад.

Однако в
последующие века,
многие евреи
были вынуждены
оставить Страну Израиля.

Те, кто остался,
жили в четырех
святых городах –
Иерусалиме, Цфате,
Хевроне и Тверии.

В 20 веке, с ростом
еврейского
населения,
в Галилее возникли
новые города
и поселки.


На этом уроке
вы совершите
путешествие в один
из еврейских
городков на
севере страны.

Как его жителям удалось построить здесь цветущую общину?

Какие трудности
они преодолели
на пути
к процветанию?





Знаете
ли вы?



Выражение
"рош пина"
из книги Теилим
легло в основу
двух русских
словосочетаний: "краеугольный
камень"

и "поставить
во главу угла"
.



Задание 4_1

Задание 4_2

Задание 4_3

Задание 4_4