После того, как восстание Бар-Кохбы было жестоко подавлено, многие евреи были вынуждены покинуть страну.
Однако в 4 веке н.э. еврейская жизнь на севере страны постепенно восстановилась. Гнет римской власти ослаб. Еврейские города и деревни возобновили обычную жизнь: люди выращивали хлеб, оливки и виноград, отмечали праздники и учили Тору. Еврейский народ по-прежнему жил в оккупации в своей родной стране, но он жил привычной жизнью, согласно закону Торы.
Мы перенеслись в Тверию или, как ее называли римляне, Тивериаду. Вот эта улица, как и центральная торговая улица любого римского города, называется Кардо. Мы следуем за Нитаем и его сыном Реувеном. Они строители.
Нитай уже много лет строит общественные здания. Его работа хорошо известна, и прежние заказчики снова и снова приглашают его, чтобы отремонтировать старые здания или построить новые. Нитай и Реувен отправились за покупками. Им нужны материалы для очередного строительства. Но дело не идет на лад.
Реувен считает, что им с отцом нужны другие заказчики – молодые, понимающие толк в новых
веяниях.
А уж он-то знает, как нынче строят дома. Ведь Рувен специально ездил в римский
Скитополис #
на севере Эрец-Исраэль и провел там целый год.
Теперь он разбирается в римской архитектуре
и знает, из каких камней нужно строить дома, какую использовать кладку, и как римляне делают
мозаики. Послушаем, о чем беседуют отец и сын.
- Что же купить, Реувен? Нам заказали новый мозаичный пол для синагоги. Не воспользоваться ли цветными камешками, с которыми ты учился работать в Бейт-Шеане? Они маленькие и изящные, ими лучше прорабатывать мелкие детали.
- Аба, почему ты называешь Скитополис Бейт-Шеаном? Мы ведь на римской улице, почему бы тебе не говорить, как заведено у римлян? Они услышат, что мы говорим, и нам легче будет сторговаться. И зови меня, пожалуйста, Руфус, а не Реувен. Так меня звали в Скитополисе.
- Послушай, Реувен. Одно дело – учиться у римлян как строить дома, а другое – самому стать римлянином. Я не затем посылал тебя в Бейт-Шеан! У нашего народа древние традиции. Хоть мы и живем в Римской империи, нам незачем перенимать обычаи язычников.
- Но ты же сам признаешь, что новый способ сборки мозаичных полов лучше прежнего. И что плохого в имени "Руфус"? Не такие уж они злодеи. Я слышал, что некоторые великие раввины регулярно встречаются с римским наместником.
- Но ты – не великий раввин. Они понимают то, чего не понимаешь ты. После разрушения Храма Сангедрин и многие дома учения переехали в Галилею. Мудрецы пришли сюда для того, чтобы спасти народ, а не затем, чтобы позволить ему раствориться среди римлян.
- Посмотри, aба, какие чудесные камни! Римляне привезли аквамарин #
с юга и самородки цвета персика из-за Иордана! Разве мы могли позволить себе такое многоцветье,
пока не пришли римляне?
Я не собираюсь становиться римлянином, но почему бы не позаимствовать
у них все, чем славятся их мастера? Мы строим синагогу, так почему бы не сделать ее такой
же красивой, как здания Рима? Чем мы хуже их? Давай воспользуемся римскими орнаментами #
и приемами работы.
Нужно ли использовать римские орнаменты и их технику исполнения для строительства синагоги?
Стоит ли сохранять те способы постройки и украшения зданий, которыми пользовались прадеды
Реувена до разрушения Храма?
- Давай-ка выложим на полу синагоги знаки зодиака, - предложил Реувен, - так все нынче делают.
- Что еще за зодиак, Реувен?
- Давным-давно люди смотрели в ночное небо и видели на нем зверей, героев различных историй и даже инструменты вроде весов или лука со стрелами. Сочетание звезд, составляющее картинку, называется созвездием.
Есть созвездия, видимые только в определенное время года. Существует двенадцать созвездий,
связанных с месяцами. Их называют знаками зодиака.
Зодиак – это кольцо, подобное циферблату
часов. Двенадцать знаков зодиака помещают внутри кольца в том порядке, в каком они появляются
на небе.
Каждый месяц еврейского календаря #
соответствует какому-нибудь знаку зодиака.
Тишрей - Весы,
Хешван – Скорпион,
Кислев – Стрелец,
Тевет – Козерог,
Шват – Водолей,
Адар – Рыбы,
Нисан – Овен,
Ияр – Телец,
Сиван – Близнецы,
Тамуз – Рак,
Ав – Лев,
Элул - Дева
Посмотрите на мозаичный пол древней синагоги в Бейт-Альфа и найдите изображение каждого из знаков Зодиака.
- Реувен, сын мой! Мы же всегда использовали только еврейские знаки и символы! Вспомни менору # на полу синагоги в Коразине. Ее делал твой дедушка. Ветви меноры он украсил гранатами, а как ярко горело ее пламя! Гранаты напоминали украшения на одежде Первосвященника.
Твой дедушка говорил, что глядя на его менору, люди будут знать: пламя, горящее в душе еврейского народа, никогда не погаснет.
- Та менора, конечно, хороша, но зодиаки в синагогах Хамат-Тверии и Бейт-Альфы ничуть не хуже. Люди говорят, что они помогают молиться. Посмотрят они на знаки зодиака и вспомнят, что Бог управляет миром так же, как и временами года. Надо идти в ногу со временем.
Давай изобразим знаки зодиака, чтобы синагога казалась современной, и молодежь с удовольствием приходила бы туда. А по краю сделаем старомодные узоры – гранаты там какие-нибудь или этроги #, чтобы старички остались довольны.
Давайте поможем Нитаю и Реувену выбрать узоры для синагоги.
Выполните задание...
В центре многих мозаичных полов изображены целые картины. Каждая из них рассказывает свою историю.
Нитай и Реувен должны решить, какую картину поместить в центре мозаичного пола новой синагоги.
Нитай хотел бы изобразить менору, как в синагоге города Коразин.
Какой рассказ, связанный с менорой, он выберет?
Давайте посмотрим, какие картины изображены на мозаичных полах различных древних синагог.
О чем думали молящиеся, когда смотрели на эти изображения?
Синагога в Бейт-Альфа
Говорит Мирьям из Бейт-Альфа:
- Я часто вспоминаю историю Акедат Ицхак #.
Она изображена на полу нашей синагоги.
Праотец Авраам был готов исполнить волю Всевышнего,
хотя это было неимоверно трудно. Когда я смотрю на мозаику, я думаю о том, что пережило мое
поколение. Я помню, как римляне не разрешали нам собираться в синагогах и учить Тору. Однако,
несмотря на это, евреи исполняли волю Всевышнего с той же самоотверженностью, какая была у
Авраама.
...А потом трудные времена прошли. Господь помог нам, как Аврааму. Теперь мы свободно собираемся в доме учения, молимся и изучаем Тору. Вот о чем напоминает мозаика на полу нашей синагоги.
Синагога Ципори
Говорит Йосеф-пекарь:
Мозаичный пол нашей синагоги рассказывает, как евреи служили Всевышнему в разные периоды
истории. Во-первых, там изображен Мишкан #
– переносной Храм, который построили наши предки во время скитаний по пустыне.
Затем изображены храмовые приношения: хлебные дары и бикурим, первые плоды нового урожая,
которые евреи приносили в Иерусалимский храм.
Сам я человек простой, неграмотный, Тору не читал и поэтому рассматриваю картинки на полу
синагоги с особым интересом.
Вот было бы хорошо, если бы пришел Машиах #,
Храм был бы отстроен, и я сумел бы испечь хлеб для хлебного дара!