Израиль – еврейская демократия

Моше Абелец

Урок 1

Израиль – еврейская демократия

Урок 2

Избирательная система

Урок 3

Свобода и правосудие

Урок 4

Президент
Израиля




Израиль был основан как еврейское государство. Но его отцы-основатели, в частности Национальный комитет (Ваад Леуми), настоятельно требовали, чтобы новое государство было также демократическим.



Национальный комитет и Еврейское Агентство (Сохнут) руководили жизнью еврейского населения страны Израиля до основания Государства Израиль.



Демократия буквально означает "власть народа". Это система правления, при которой народ наделен правом участия в решении государственных дел. Народ также пользуется многими другими правами и свободами.

5 ияра 5708 года (14 мая 1948 года) Давид Бен-Гурион провозгласил создание Государства Израиль. Это означало, что на территории Эрец-Исраэль возникает новое независимое государство. Документ, официально объявляющий о создании государства, называется "Декларация независимости".



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

– иудаизм почти в два раза старше христианства;
– иудаизм в три раза старше ислама;
– в мире 82 христианских государства;
– 56 стран, исповедующих ислам.
– И есть только одно еврейское государство – Израиль.



Декларация независимости Израиля не просто провозглашает еврейское государство. Она также рассказывает о том, в чем представления основателей еврейского государства о демократии совпадают с демократическими идеалами других стран, например:

Декларация прав человека и гражданина, Франция, 1799 г.#
Конституция Российской Федерации, 2012 год, гл. 2: "Права и свободы человека и гражданина".#


и каким будущее государство виделось его основателям:


Государство Израиль … приложит старания к развитию страны
на благо всех её жителей;
оно будет основываться на принципах свободы, справедливости
и мира, что соответствует предначертаниям еврейских пророков;
государство осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола;
обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры;
будет охранять святые места всех религий и
будет верно принципам Хартии ООН.



Сможет ли новое государство стать одновременно еврейским и демократическим? Бен-Гурион считал, что сможет. Он верил, что свобода, справедливость и мир – это "предначертания еврейских пророков". Он был убежден, что идеалы демократии содержатся в главной книге еврейского народа – ТАНАХе. (см. ЗАДАНИЕ 1-2)

Иногда в Израиле возникают противоречия между еврейскими ценностями и ценностями современного демократического общества.


Например, городским властям приходится обсуждать, давать или не давать магазинам разрешение на торговлю квасным в Песах.
С одной стороны, еврейский закон запрещает есть квасное (хамец) в Песах, а Израиль – еврейское государство.
С другой стороны, в демократическом государстве нельзя заставлять людей следовать законам религии.



Несмотря на противоречия между еврейской традицией и принципами демократического общества, многие израильтяне гордятся тем, что им приходится участвовать в создании законов и обычаев еврейского государства. Так формируется образ жизни, при котором все члены общества могут следовать избранному ими пути.

Основные принципы сочетания еврейской традиции и современной демократии были разработаны еще Национальным комитетом (Ваад Леуми), в состав которого входило 40 человек, но его главой, его душой и сердцем был Давид Бен-Гурион, ставший впоследствии премьер-министром Израиля.



Давид Бен-Гурион



Давид Бен-Гурион родился в Польше 16 октября 1886 года. Его настоящее имя – Давид Грин. Впоследствии он изменил фамилию на Бен-Гурион в честь древнего героя еврейского народа. Еще в детские годы Давид всей душой поверил в сионистское движение и уже в 1906 году переехал в Эрец-Исраэль, землю, которая тогда называлась Палестиной.



"Палестиной" страну назвали римляне после подавления Великого восстания евреев против Римской империи и разрушения Второго Храма

.

Давид Бен-Гурион поселился в селении Седжера в Нижней Галилее и начал заниматься сельским хозяйством, однако, очень скоро стал одним из лидеров еврейского ишува (еврейского населения) Эрец-Исраэль. Турецкие власти, стремясь подавить сионистское движение в Палестине, выслали Бен-Гуриона из страны. Это произошло в 1915 году. Он отправился в Нью-Йорк, где вскоре основал американские сионистские кружки.

В 1918 году Британия отправила в Палестину солдат Еврейского легиона. Легион должен был сражаться с турецкими войсками. Давид Бен-Гурион использовал возможность вернуться в Эрец-Исраэль и в числе других добровольцев стал воином Легиона. Война закончилась победой Британии. Палестина оказалась под ее контролем.

В 1920 году Бен-Гурион стал председателем Гистадрута – объединения израильских профсоюзов. # Под руководством Бен-Гуриона Гистадрут открыл собственный банк, множество фабрик, больниц и культурных учреждений. Так закладывались основы будущего государства.

В 1935 году Бен-Гурион возглавил Еврейское Агентство (Сохнут) и стал официальным главой еврейского населения Эрец-Исраэль. Под его руководством ишув начал постепенно превращаться в государство.

Чтобы определить границы будущей страны, Бен-Гурион начал создавать поселения на всей территории Эрец-Исраэль. А чтобы укрепить еврейские военные организации, стал закупать тяжелое вооружение – артиллерию и самолеты.

В 1936 году в Эрец-Исраэль началось арабское восстание. В течение трех лет еврейский ишув был вынужден отражать продолжительные атаки со стороны арабов. Число жертв среди мирного еврейского населения росло. Хотя британские власти не справлялись со этой задачей, Бен-Гурион не позволял Хагане (еврейской военной организации) вмешиваться с целью подавить восстание арабов.



Поскольку Палестиной в то время управляла Британия, предполагалось, что именно она должна положить конец насилию.



Политика Бен-Гуриона называлась "авлага" – сдерживание и предполагала участие Хаганы только в оборонительных, но не в наступательных операциях.


Однако, представители других течений сионистского движения не были согласны с политикой сдерживания. Они считали, что еврейский ишув должен сам действовать активнее, не полагаясь только на английское правительство. Этот конфликт привел к расколу в сионистском движении и в руководстве ишува. Более подробно мы расскажем об этом, когда будем говорить о другом выдающемся лидере той эпохи – Менахеме Бегине.



В 1939 году, напуганная арабским восстанием, британская администрация стала проводить дискриминационную политику по отношению к еврейскому населению Эрец-Исраэль. Появился документ, который ограничивал алию (иммиграцию) евреев в Палестину. Он получил название "Белая книга". Естественно, такой документ вызвал негодование у еврейского населения. В то же время было ясно, что Британской империи приходится решать очень сложную задачу: бороться с растущим влиянием нацизма в Европе. Бен-Гурион определил политику ишува так:



"Мы должны поддержать Британию, как если бы никакой "Белой книги" не было, и мы должны бороться против "Белой книги", как будто нет никакой войны".

Для того, чтобы реализовать эту противоречивую задачу, Бен-Гурион начал активно поддерживать движение "Алия бет" – нелегальный переезд спасавшихся от нацистов евреев в Палестину. И одновременно он призывал евреев Эрец-Исраэль добровольно вступать в ряды Британской армии, которая сражалась против нацистов.



После 13 лет руководства еврейским ишувом, в мае 1948 года, через три года после окончания 2 мировой войны, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства в Эрец-Исраэль. Он стал первым премьер-министром Государства Израиль и руководил страной до 1963 года (с перерывом в 1954-55 годах).



Давид Бен-Гурион на трибуне парламента (Кнессета) Государства Израиль


Сразу же после образования государства Давиду Бен-Гуриону пришлось решать две неотложные задачи: защищать молодое государство от агрессии арабских стран и принимать массовую алию евреев из стран арабского Востока.



Как только закончилась Война за независимость, Бен-Гурион взялся за решение еще одной новой задачи: освоение пустыни Негев. Негев представлял собой обширную, малонаселенную территорию. Бен-Гурион считал, что превращение пустыни Негев в цветущий сад – одна из первоочередных задач еврейского государства. Он решил действовать личным примером и поселился в кибуце Сде-Бокер в Негеве. В течение двух лет, с 1954 по 1955 год, Бен-Гурион жил в таком же скромном домике, как и другие члены кибуца, работая наравне со всеми.



По инициативе Бен-Гуриона была создана единая система водоснабжения страны, благодаря которой удалось обеспечить водой жителей Негева и оросить поля в пустыне. В результате - возникли новые города и поселки, а Невев превратился в важный сельскохозяйственный район страны.



Бен-Гурион скончался 1 декабря 1973 года. Он и его жена Пола похоронены в кибуце Сде-Бокер.

Главный аэропорт страны, а также университет в столице Негева, Беер-Шеве, носят имя Бен-Гуриона.




На этом уроке вы узнаете, как Национальный комитет пытался совместить принципы еврейского государства и демократического.

Мы поговорим о некоторых еврейских законах и символах Государства Израиль,
о жизни Давида Бен-Гуриона, первого премьер-министра Государства Израиль.



Задание:

Прочитайте материалы этой главы, постарайтесь ответить на задания в конце урока

Задание 1-1

Задание 1-2

Задание 1-3

Занятия в классе