Тамир стал читать книги об олим – тех, кто совершал алию. Большая часть олим прибыла из России и Восточной Европы. Тамир был уверен, что Реувен Лерер был одним из них. Его внимание привлекла организация под названием БИЛУ, и он взялся за изучение ее истории.
История БИЛУ началась в 1882 году, когда группа из четырнадцати еврейских студентов решила оставить Россию и переехать в Эрец-Исраэль. Они хотели поселиться на земле и возделывать ее.
В России евреям было запрещено владеть землей, так что опыта сельского труда и деревенской жизни у студентов не было.
Но их вдохновляла общая идея служения своему народу и освоения Земли Израиля
.
Название группы, БИЛУ – это аббревиатура # .
Оно состоит из первых букв четырех первых слов стиха из книги пророка Ишаягу (Исайя):
בית יעקוב, לכו ונלכה באור ה'
Дом Яакова, поднимайся и пойдем в свете Господа.
Как и другие участники Первой алии, "билуйцы" стремились к сельскому труду. Они были полны энергии и решимости, их не страшили трудности. "Билуйцы" закончили сельскохозяйственную школу, но никакого практического опыта у них не было. Тем не менее, группе из тринадцати парней и одной девушки удалось приобрести участок земли в Ришон ле-Ционе.
Условия жизни в колонии
оказались почти невыносимыми: отсутствие питьевой воды, нехватка продовольствия, труд под
палящим солнцем. Некоторые "билуйцы", не выдержав этих нечеловеческих условий, вернулись в
Россию, а те, кто остался, обратились за помощью к богатому еврейскому филантропу #
из Парижа, барону Эдмонду де Ротшильду # .
Благодаря помощи Ротшильда, к БИЛУ присоединились еще 34 первопроходца.
У "билуйцев" не было жизненного опыта, опыта возделывания земли, им не хватало денег и других необходимых ресурсов. Но одно важное преимущество помогало им преодолевать все трудности. Они были молоды и полны сил!
Найди другие примеры исторических перемен, совершенных молодежью.
Случались ли в истории вашей школы изменения
к лучшему по инициативе учеников?
Посмотрите на герб города Ришон ле-Цион.
Найдите четыре элемента, составляющие герб.
Как они связаны с историей движения БИЛУ?
Ришон ле-Цион был основан 31 июля 1882 года, в период Перовой алии. Олим приобрели участок земли,
покрытой песком и лишенной источников воды.
Первое время воду привозили на телеге, запряженной
верблюдами, из Микве-Исраэль – еще одной сельскохозяйственной колонии того времени.
Поселенцы не умели обрабатывать землю, но, несмотря на это, Ришон ле-Цион рос и развивался,
а в 1890-м году его население достигло 359 человек. Это стало возможным благодаря помощи
барона Эдмонда де Ротшильда.
Самым большим подарком Ротшильда была буровая установка, благодаря которой удалось выкопать колодец. Питьевую воду сумели обнаружить лишь на глубине 42 метров, и это превратило Ришон ле-Цион в жизнеспособное поселение. На гербе города изображена водонапорная башня и написано: "Мы нашли воду".
Ротшильд отправлял в Ришон ле-Цион агрономов, садоводов и других специалистов, которые
обучали колонистов сельскому труду.
Главным направлением их работы стали садоводство и
виноградарство. В 1882 году под руководством Ротшильда было основано винодельческое предприятие
"Кармель", впоследствии получившее мировую известность. Вины "Кармель" не раз завоевывали призы в международных конкурсах.
Сегодня население Ришон ле-Циона составляет 230 000 человек. Это один из самых крупных городов Израиля.
"Ришон ле-Цион" значит "первый в Сионе". Давайте посмотрим, в чем именно этот город был первым:
• В 1888 году здесь была основана первая современная школа,
где преподавание всех предметов велось на иврите.
• Флаг Израиля был впервые поднят в Ришон ле-Ционе во время празднования третьей годовщины
со дня основания города,
в 1891 году.
• Песня "А-Тиква", впоследствии ставшая гимном Государства Израиль, была впервые исполнена
школьниками Ришон ле-Циона в 1897 году.
• Первый в стране зал торжественных собраний был построен
в 1898 году в Ришон ле-Ционе.
Он использовался как театр, концертный зал, лекционный зал и место проведения других мероприятий.
Старейший израильский симфонический оркестр также впервые выступил в этом зале.
• Первый в стране железный плуг, выкованный руками евреев, был также сделан в Ришон ле-Ционе.
Он вспахивал местную твердую почву гораздо эффективнее, чем деревянные плуги, которыми
пользовались крестьяне-арабы.
В большинстве своем участники Первой алии выросли в традиционных еврейских семьях. Не удивительно, что во всех основанных ими мошавот в числе первых общественных зданий были построены синагоги.
Тамир прочел книгу, посвященную БИЛУ. Теперь он знал, что Реувен
не входил в первую группу
"билуйцев", ведь он приехал в страну
в 1883 году, а "билуйцы" – годом раньше.
По дороге из библиотеки Тамир остановился перекусить в знакомой фалафельной. Кругом кипела
жизнь: гудели машины, тель-авивцы возвращались с работы, а туристы - с пляжа в гостиницу.
Понемногу наполнялись кафе и рестораны. Витрины магазинов радовали глаз коллекциями модной
одежды. Трудно было поверить, что всего сто лет назад ничего этого не было. Только песок,
верблюды и пара домиков первых поселенцев.
Когда евреи Первой алии впервые прибыли в Страну Израиля, она называлась Палестиной # .
Это была одна из провинций Оттоманской (турецкой) империи. Турецкие власти не разрешали
евреям владеть значительной собственностью в Палестине, поэтому те приобретали землю через
посредников. Каждая такая покупка облагалась непомерно высоким налогом.
Почва на приобретенных
участках почти всегда была каменистая, песчаная, безводная и, соответственно, не пригодная
для сельского хозяйства. Кроме того, в собственности евреев оказались участки с малярийными
болотами. Требовалось осушить болота и победить малярию, а уж затем вспахивать приобретенную
землю.
Жаркий климат, болезни и голод заставили многих переселенцев, не привычных к условиям
Ближнего Востока, вернуться в страны исхода. Не последней была и проблема безопасности:
еврейские поселения часто подвергались нападениям арабских банд. Тем не менее, за годы Первой
алии в Палестину переселилось от 25 до 35 тысяч евреев.
Вы уже знаете, что большая часть переселенцев Первой алии прибыла из России и других стран
Восточной Европы. Кроме них, в страну приехали две с половиной тысячи йеменских евреев.
В отличие от своих восточноевропейских братьев, они все до единого остались в Святой Земле.
Для йеменских евреев возвращение в Страну Израиля было исполнением пророчеств ТАНАХа.
Поэтому они поселились в святом городе – Иерусалиме.
"Может ли быть, чтобы Реувен Лерер
оказался среди йеменских олим? – спрашивал себя Тамир, ведь фамилия "Лерер" – типична для
ашкеназского #
еврея?
Нет..., вряд ли Реувен Лерер был среди тех, кто прибыл в Палестину из стран Востока.
Итак, что Тамир узнал о Реувене Лерере?
• Он прибыл в Эрец-Исраэль в период Первой алии
• Он приехал из России или Восточной Европы
• Его не бьло в первой группе "билуйцев"
... Да, сведения скудные. Надо продолжать поиски.
Этим мы и займемся вместе с Тамиром на следующем уроке.