Первая Алия

Дебора Кац

Урок 1

Начало Первой алии

Урок 2

В поисках
Реувена Лерера

Урок 3

Трудности в пути

Урок 4

Реувен Лерер найден!

Начало Первой алии


В конце 19-го века самая большая в мире еврейская община проживала в Российской империи – на территории современных России, Украины, Белоруссии, Литвы и Польши. Положение евреев Российской империи было тяжелым. Большая их часть страдала от бедности и тесноты в перенаселенных местечках. Путь в большие города евреям был закрыт из-за "черты оседлости" # .

В 1880 году к прежним несчастьям добавились новые: по городкам и местечкам, где жили евреи, прокатилась волна погромов # . Евреев убивали, грабили, унижали, их дома разрушали и сжигали. Многие остались без имущества и крыши над головой.




"Черта оседлости" на территории Российской империи и жертвы погрома в Одессе в 1871 году


И тогда началась еврейская эмиграция из России. Часть евреев переселилась в Америку, но были и такие, что предпочли вернуться в землю своих предков – Эрец-Исраэль, которая в те времена называлась "Палестина".
Именно эти люди стали известны как "Первая алия".

Первая алия состояла из двух групп переселенцев:


1. Беженцы – те, кто оставил Россию из-за преследований.
2. Идейные переселенцы – те, кто был против жизни
в галуте и верил в построение национального дома
для еврейского народа в Стране Израиля


Что такое алия?


"Алия" на иврите значит "восхождение". Именно так назвали возвращение в Страну Израиля первые сионисты # .

Предки Тамира, например, были родом из Йемена и приехали в Израиль в 50-е годы 20-го века, уже после основания Государства Израиль в 1948 году.

Дата, проставленная на чемодане – 1883 год – заинтересовала Тамира. Что же происходило в Стране Израиля в этом году? И кто такой Реувен Лерер?



В преддверии алии в Святую Землю – так евреи обычно называли Эрец-Исраэль – многие задавались вопросом: что там происходит? Что представляет собой Святая Земля, и можно ли там жить? Еврейские организации собирали пожертвования для заселения Святой Земли. Их представители выезжали в Палестину, чтобы разведать обстановку и приобрести участки земли, пригодной для сельского хозяйства.


Разведчики в Торе


Представители еврейских организаций были не первыми разведчиками в истории нашего народа. В книге Бемидбар, гл. 13. рассказано, как Моше отправил в Эрец- Исраэль двенадцать разведчиков. Когда те вернулись, десять из них рассказали, что сыны Израиля не сумеют войти в страну, обещанную им Богом:

וַיָּשֻׁבוּ, מִתּוּר הָאָרֶץ, מִקֵּץ, אַרְבָּעִים יוֹם. כו וַיֵּלְכוּ וַיָּבֹאוּ אֶל-מֹשֶׁה וְאֶל-אַהֲרֹן וְאֶל-כָּל-עֲדַת בְּנֵי-יִשְׂרָאֵל, אֶל-מִדְבַּר פָּארָן--קָדֵשָׁה; וַיָּשִׁיבוּ אֹתָם דָּבָר וְאֶת-כָּל-הָעֵדָה, וַיַּרְאוּם אֶת-פְּרִי הָאָרֶץ. כז וַיְסַפְּרוּ-לוֹ, וַיֹּאמְרוּ, בָּאנוּ, אֶל-הָאָרֶץ אֲשֶׁר שְׁלַחְתָּנוּ; וְגַם זָבַת חָלָב וּדְבַשׁ, הִוא--וְזֶה-פִּרְיָהּ. כח אֶפֶס כִּי-עַז הָעָם, הַיֹּשֵׁב בָּאָרֶץ; וְהֶעָרִים, בְּצֻרוֹת גְּדֹלֹת מְאֹד, וְגַם-יְלִדֵי הָעֲנָק, רָאִינוּ שָׁם. כט עֲמָלֵק יוֹשֵׁב, בְּאֶרֶץ הַנֶּגֶב;

И ПОШЛИ, И ПРИШЛИ К МОШЕ, И К АhАРОНУ, И КО ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ПУСТЫНЮ ПАРАН, В КАДЕШ, И ПРИНЕСЛИ ОТВЕТ ИМ И ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ, И ПОКАЗАЛИ ИМ ПЛОДЫ СТРАНЫ. И РАССКАЗАЛИ ЕМУ, И СКАЗАЛИ: "ПРИШЛИ МЫ В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ТЫ ПОСЛАЛ НАС, И ВОТ - ТЕЧЕТ ОНА МОЛОКОМ И МЕДОМ, И ВОТ ПЛОДЫ ЕЕ! НО СИЛЕН НАРОД, ЖИВУЩИЙ В ЭТОЙ СТРАНЕ, И ГОРОДА УКРЕПЛЕННЫЕ, ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ; И ТАКЖЕ ДЕТЕЙ АНАКА (великанов) ВИДЕЛИ МЫ ТАМ.

(Бемидбар, 13, 25-29)




"...течет она молоком и медом, и вот плоды ее!" (Бемидбар, 13, 25-29)



1. Сумели ли разведчики, которых отправил Моше, увидеть, что Страна Израиля прекрасна? Что они рассказали о ее красоте и богатстве?
2. Что испугало разведчиков?



Опасения "разведчиков" конца 19 века напоминают те, о которых сказано в книге Бемидбар. Они приезжали в Палестину из России, не зная языка местных жителей, обычаев страны, ее уклада и нравов. Как и разведчики древности, они обнаружили в Земле Обетованной враждебных "великанов" – турецких чиновников, представителей Оттоманской империи, которая в то время владела этой территорией. Турецкие чиновники не хотели, чтобы евреи переселялись в страну своих предков. Она чинили всяческие препятствия тем, кто пытался купить земельный участок.


Турецкая администрация (город Назарет)


Желающим приехать выдавали только гостевые визы, напечатанные на бумаге красного цвета. У евреев этот документ получил название питка адума – "красная бумажка". Эти"красные бумажки" стали выдавать, начиная с 1884 года. Владелец такого документа мог оставаться в стране не более трех месяцев.



Несмотря на трудности, евреи упорно и без лишнего шума приобретали один участок земли за другим. До начала Первой алии они проживали лишь в четырех "святых городах"– Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. Теперь появились новые сельскохозяйственные поселения, которые на иврите назывались мошава (мн. ч. – мошавот), а по-русски – "колония".



Изучая историю Первой алии, Тамир понял, что переселенцы периода 1881 – 1903 годов не стремились в "святые города". Они предпочитали осваивать незаселенную землю, хотя почти все приезжали из крупных городов – Одессы, Минска, Варшавы, Бухареста и Вильны. Колонисты Первой алии желали трудиться на земле – вспахивать поля, разбивать сады и виноградники. Местом их исхода были разные города и страны, но были едины в своей решимости вновь превратить Эрец-Исраэль в землю, "текущую молоком и медом".





И вот на севере страны и в ее центральных районах возникли сельскохозяйственные мошавот– Мишмар-а-Ярден, Мазкерет-Батья, Нес-Циона, Рош-Пина, Ришон ле-Цион. Все они выросли в начале 80-х годов 19-го века. Сегодня это цветущие города, которыми по праву гордится Израиль.

Не бояться перемен


Активисты Первой алии были уроженцами городов. В прежней жизни они никогда не занимались сельским хозяйством. Никто из них не умел доить коров, пахать землю, выращивать овощи и фрукты. Для многих такая разительная перемена образа жизни была приключением, не лишенным опасности.






Если бы вам пришлось оставить город и переехать
в деревню, как бы вы осваивали сельский труд?
С чего бы вы начали?
С какими трудностями столкнулись?

Стихотворение "Моей земле"

Рахель Блувштейн
перевод Мири Яниковой #

Рахель Блувштейн или просто Рахель, как ее чаще называют, была выдающейся поэтессой, писавшей на иврите. Она родилась в России в 1890 году, а в 1919 переселилась в Эрец-Исраэль. В стихотворении "Моей земле" Рахель выразила чувства, характерные для участников Первой алии, хотя сама приехала в страну почти четыре десятилетия спустя.




Моей земле


Ни славословья,
ни возвышенной строки
не посвящала я тебе,
моя земля.


Лишь дуб посажен мной
на берегу реки,
лишь мной протоптана тропа
в твоих полях.


Я знаю, мать моя, -
и в том сомненья нет,
что скромен дар тебе
одной из дочерей:


лишь возглас радости,
когда прольется свет,
лишь слезы скрытые
над бедностью твоей.


1. Что, по мнению Рахель, она сумела сделать для своей страны?
2. Почему она называет себя дочерью, а свою страну – матерью? Где родилась Рахель и какую страну считала матерью? Почему?
3. Как вы думаете, что важнее – то, что Рахель написала
о своей стране много прекрасных стихов, или труд на земле,
о котором она рассказывает в этом стихотворении?



Тамир знал многие стихи Рахель еще со школы. Но он не помнил биографию поэтессы. Где она родилась? Что делала прежде, чем приехала в Страну Израиля? Где Рахель поселилась в Эрец-Исраэль и чем занялась?




Дом Рахели на улице Пророков


Тамир хотел перечитать биографию Рахели, но ему еще предстояло узнать, кто такой Реувен Лерер.

Наверное, он мог бы выяснить это, открыв чемодан и изучив его содержимое. Но Тамир решил сделать это только вместе с теми, кому по праву принадлежит чудесная находка – с потомками Реувена.

Почему алия 1880-х годов – первая?



И до 1880 года евреи пытались вернуться в страну, обещанную им Всевышним. Они прибывали поодиночке и даже целыми группами. Некоторые известные раввины обосновывались в Стране Израиля вместе со своими учениками и их семьями. Они хотели жить поблизости от святых мест, изучать Тору и быть похороненными в Святой Земле.



Например, таким раввином был Виленский Гаон # , один из величайших еврейских мудрецов всех времен.




Элияху бен Шломо Залман - Виленский Гаон.
Слово «гаон» в переводе с иврита означает «гений»



Гаон Элиягу отправился в далекое путешествие задолго до Первой алии, но не сумел завершить начатое. Ему пришлось вернуться в Литву. Однако, в 1808 году, через одиннадцать лет после кончины Гаона, группа его учеников исполнила заветное желание учителя и переселилась в Страну Израиля.





именно алия 1880-х годов называется первой, поскольку
это был первый организованный и массовый переезд евреев в Эрец-Исраэль из разных стран мира.

Вслед за Первой алией последовали Вторая, Третья, Четвертая
и так далее.

Про эти волны алии
вы узнаете из других
книг нашего курса.


Задание:


Прочитайте
текст урока,
ответьте
на вопросы
и задания


Задание 1_3

Задание 1_4

Задание 1_5