На первый взгляд, Ашкелон – обычный израильский город, деловой, современный и динамичный. На самом деле он построен на месте древних поселений, сменявших друг друга по мере развития цивилизации.
Древний Ашкелон был одним из пяти городов филистимлян # в очень раннюю эпоху, когда сыны Израиля только-только начали заселять Эрец-Исраэль.
Найдите в интернете ответ на вопрос, как назывались другие четыре города, построенные филистимлянами
в Эрец-Исраэль?
Филистимляне перебрались на Ближний Восток с острова Крит во времена праотцов #. Они поселились на восточном побережье Средиземного моря. Ашкелон был самым большим из портовых городов филистимлян.
После того, как Иегошуа бин-Нун #
завоевал Эрец-Исраэль, между сынами Израиля и филистимлянами начались затяжные войны.
Филистимляне и евреи враждовали в течение столетий. Один из самых драматических рассказов
ТАНАХа #
о сражениях между ними разворачивается в Ашкелоне.
Еврейский воин Шимшон
(Самсон) #,
наделенный необыкновенной силой, убивает в Ашкелоне тридцать филистимлян.
Однако город, даже после победы царя Давида #
над филистимлянами, еще долго оставался в руках врага. Прошло
несколько веков, прежде чем
филистимляне оставили свои города и исчезли с арены истории.
Ашкелон не раз завоевывали иноземные захватчики: греки, римляне, византийцы
и мусульмане.
Во время Войны за Независимость #
в 1948 году арабское население покинуло город, и он оказался в руках израильтян.
Современный Ашкелон
Современный Ашкелон – быстро развивающийся город на побережье Средиземного моря. Его население составляет 111000 человек. Почти весь год здесь стоит хорошая погода. Поэтому город превратился в популярный курорт и место отдыха тысяч израильтян и иностранных туристов.
В Ашкелоне можно заняться водными видами спорта.
Здесь прекрасные пляжи и просторные парки. Каждое лето в
Ашкелоне проходит музыкальный фестиваль #.
Так же в городе находится один из крупнейших археологических парков #
Израиля.
Ашкелон – один из промышленных центров страны. В городе находится крупнейший в мире завод по опреснению морской воды. Ежегодно он перерабатывает 330000 кубометров морской воды, что составляет 13% от всей воды, потребляемой в Израиле. Из Ашкелонского порта экспортируют нефть, которую нефтепровод доставляет из Эйлата.
Герб Ашкелона выражает мечты основателей города, которые хотели превратить его в промышленный и туристический центр. Пять красных магендавидов – это пять районов города; мраморная колонна символизирует историческое прошлое Ашкелона; колесо турбины напоминает об индустриальном развитии, а морские волны – о прекрасных пляжах.
Ашдод, как и Ашкелон, был одним из пяти городов, построенных филистимлянами на Прибрежной равнине.
Самый интересный рассказ ТАНАХа об Ашдоде – это история о том, как филистимляне
захватили Ковчег Завета #
и поставили его в храме рядом со статуей бога Дагона
в Ашдоде.
Наутро статуя Дагона не стояла,
а лежала перед Ковчегом. Филистимляне поставили ее на место, а утром опять нашли лежащей.
К тому же, в Ашдоде началась эпидемия. Так, филистимлянам пришлось вернуть Ковчег Завета
сынам Израиля.
Современный Ашдод
В мае 1948 года в Ашдоде произошло одно из важнейших сражений Войны за Независимость.
Небольшому отряду удалось остановить продвижение многочисленного египетского войска на Тель-Авив.
Израильтянам удалось взорвать мост, располагавшийся в десяти километрах к северу от Ашдода и
отделявший наступающую армию от центра страны. Позже мост восстановили,
и он получил название
"Ад алом" – "отсюда – ни с места!"
В последующих сражениях молодой израильской армии удалось отбросить египтян. При отступлении
они забрали с собой местных арабов. С тех пор Ашдод превратился в еврейский город.
Вначале в Ашдоде поселилось двадцать семей выходцев из Марокко, затем к ним присоединились
выходцы из Египта. Если в 1957 году в Ашдоде жило всего 200 человек, в 1993
году - 84000 человек, то сегодня население Ашдода составляет 210000 человек.
В 90-е годы прошлого века Ашдод пережил демографический #
взрыв после того, как сюда приехало множество новых репатриантов из СССР #
и Эфиопии.
Современный Ашдод лежит на расстоянии десяти километров от Тель-Ашдода – места, где в древности находился город с тем же названием.
Слово тель означает "курган", "мертвый город".
Здесь также находится крупнейший в стране порт, куда попадает 60% ввозимых в страну товаров.
Градостроительный план Ашдода был заранее рассчитан на высокий темп прироста населения. Помимо порта, здесь находится электростанция "Эшколь", нефтеочистительные заводы, фармацевтическое предприятие "Тева", авиастроительный завод "Эльта", производящий также радары # и электронное оборудование для нужд обороны.
История успеха
В 2008 году мэром Ашдода был избран Иехиэль Ласри, один из первых жителей этого города.
Иехиэль родился в Марокко в многодетной семье, которая репатриировалась в Израиль, когда
мальчику было шесть лет. Вскоре его отец умер. Воспитанием детей занималась мать, не умевшая
ни читать, ни писать. Она была вынуждена работать уборщицей и в одиночку кормить большую семью.
Когда Иехиэль вырос, он закончил университет имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве и стал врачом.
Он также сделал карьеру в армии и в итоге занял пост главного врача Военно-морского флота
Израиля. Позже Ласри был избран членом Кнессета, занимал пост заместителя мэра Ашдода, и,
наконец, возглавил муниципальный совет #
родного города.
Герб Ашдода отражает древнюю и современную историю города. Голова льва символизирует колено Иегуды #, на территории которого находился древний Ашдод. Чуть ниже – очертания корабля библейской эпохи и якорь – символы ашдодского порта #.
Сегодня Ашдод – один из наиболее динамично развивающихся городов Израиля.
Другие города Прибрежной равнины
Считается, что порт Яффо – самый древний в мире. ТАНАХ рассказывает, что царь Шломо (Соломон) #
закупал прекрасные кедровые деревья с гор Ливана для постройки Иерусалимского храма #,
и корабли с ценным грузом причаливали в Яффском порту.
Другой библейский рассказ с упоминанием Яффо – история пророка Йоны. Желая скрыться от лица
Бога, он сбежал в Яффо, сел на корабль и отправился на край света – в Гибралтар.
А многие верят, что Яффо еще древнее пророка Йоны и царя Шломо. Согласно легенде, этот город построил Яфет, один из трех сыновей Ноаха (Ноя) #.
Как было сказано выше, почти вся прибрежная полоса – это равнина. Однако Яффо представляет собой исключение. Город стоит на высокой скале у самого моря. Отсюда хорошо просматривается побережье на юг и на север, и оттого Яффо всегда имел огромную стратегическую важность для всех, желавших завоевать Эрец-Исраэль. Город неоднократно переходил из рук в руки, и его облик хранит следы многих цивилизаций.
Яффо в современную эпоху
В конце 19 века евреи из стран Европы стали перебираться в Эрец-Исраэль, чтобы заложить здесь основы будущего еврейского государства. В те годы легче всего было добраться до Палестины морем, а главным портом, принимавшим пассажирские суда, был Яффский порт. Корабли не могли причалить к самому берегу из-за острых скал, окруживших Яффо, поэтому они становились на якорь в открытом море, и пассажиры с чемоданами спускались в лодки, которые уже доставляли их на берег.
Путешествие, включая лодочное сообщение в порту, было нелегким и небезопасным.
Именно так попал в Эрец-Исраэль будущий главный раввин Израиля Авраам Ицхак а-Коэн Кук #.
Его приветствовали сотни людей, а турецкий наместник послал за ним кавалерийский эскорт,
которой должен был сопровождать экипаж с раввином и его семьей к их новому дому.
Рав Кук
поселился в Яффо и занял пост главного раввина города.
В те времена в городе бок о бок жили евреи, христиане и мусульмане. Однако, чем больше еврейских
переселенцев прибывало в Яффо, тем более напряженными становились отношения между соседями,
а перенаселенность приводила к эпидемиям и разгулу преступности.
И вот в 1909 году 66 еврейских семей оставили тесный Яффо и заложили поселок чуть севернее.
Позже он разросся и превратился в Тель-Авив #
– первый еврейский город современности.
В наши дни не Тель-Авив является пригородом Яффо, а наоборот, – маленький Яффо – пригород Тель-Авива. Но из уважения к древности этого города официальное название деловой столицы Израиля остается прежним – Тель-Авив-Яффо.
Сегодня Яффо – популярное место прогулок и экскурсий. Здесь живут художники, в городе
проводятся фестивали искусств, работают музеи и театры. 74% населения Яффо – евреи,
остальные – мусульмане и христиане.
У Тель-Авива и Яффо общий герб. Семь звезд символизируют семичасовой рабочий день – мечту
основателя сионизма Теодора Герцля #.
Маяк символизирует Яффский порт, куда прибывали переселенцы-евреи. Внизу – цитата из книги
пророка Ирмиягу, 3:13: "Я отстрою тебя, и ты будешь отстроен". Крепостная стена в верхней
части эмблемы напоминает о городской стене старого Яффо.
Кейсария – не такой древний город, как Ашдод, Ашкелон или Яффо. Она не упоминается в ТАНАХе,
потому что была построена позже – в эпоху Второго Храма.
Тогда город носил название Стратонова Башня - по имени сидонского правителя, своего основателя.
Ирод Великий #,
один из выдающихся политиков конца эпохи Второго Храма, перестроил город и расширил его порт.
Он дал ему название "Кейсария" в честь римского императора Цезаря Августа. ("цезарь" и "кесарь" –
варианты произношения одного и того
же слова).
В обновленный порт древней Кейсарии могли заходить крупные суда, предназначенные для дальних морских путешествий. Для снабжения жителей Кейсарии водой # был построен акведук, а кроме того, ипподром и огромный амфитеатр #, существующий по сей день.
Кейсария была вторым по значимости городом древней страны после Иерусалима.
Здесь проходили спортивные состязания, бои гладиаторов и театральные представления.
Половину жителей Кейсарии составляли евреи, половину – греки
и сирийцы. У евреев господствовало
единобожие, остальные же были язычниками, что приводило к культурным и религиозным столкновениям.
В средние века город много раз переходил из рук в руки. К концу 12 века здесь осталось только
20 евреев, а еще через сто лет Кейсария была разрушена.
До 1884 года некогда оживленный город представлял собой груду развалин.
Кейсария в современную эпоху
В конце 19 века известный еврейский филантроп #
барон Эдмонд де Ротшильд #
приобретал в Эрец-Исраэль земли и передавал их первопроходцам для создания сельскохозяйственных
колоний – мошавот, а впоследствии – кибуцев.
На земле барона Ротшильда к югу от Кейсарии был
построен небольшой кибуц Сдот-Ям.
В своем завещании барон указал, что земля в окрестностях Кейсарии переходит частному благотворительному фонду, который обязуется строить на ней города, а также развивать образование, искусства и культуру.
Вот так и получилось, что Кейсария – единственный город в Израиле, которым управляет
частный фонд,
а не мэрия.
От рабби Акивы до Ханы Сенеш
Кейсария знаменита тем, что здесь в 135 году н. э. началось восстание Бар-Кохбы #, которое поддерживал величайший мудрец той эпохи – рабби Акива #. В наши дни появилась еще одна героиня, которая также прославила Кейсарию – Хана Сенеш.
Поэт и первопроходец #, Хана Сенеш родилась в Венгрии, приехала в Эрец-Исраэль, когда ей было 13 лет и стала одним из первых членов кибуца Сдот-Ям в окрестностях Кейсарии.
Однажды после пешей прогулки в Кейсарию Хана Сенеш написала стихотворение "Прогулка в Кейсарию":
אלי, אלי
שלא יגמר לעולם
החול והים,
רשרוש של המים,
ברק השמיים,
תפילת האדם.
Господь, мой Бог,
Пусть будут навеки, всегда
Песок и вода,
И шорох дождя,
Молния в небе,
Молитва моя.
В 1943 году Хана Сенеш вступила в Британскую армию, чтобы воевать с нацистами, уничтожившими миллионы евреев. Она стала первой женщиной-парашютисткой в армии Британии.
Хана была заброшена
в тыл врага у венгерской границы,
чтобы установить связь с еврейскими партизанами. В это
время она написала:
Блаженна сгоревшая спичка, что пламя успела разжечь,
Блаженно потухшее пламя, сердцу отдавшее свет,
Блаженно храброе сердце, в котором умолкла речь,
Блаженна сгоревшая спичка, что пламя успела разжечь.
При переходе венгерской границы Хана Сенеш была схвачена немцами. Ее заключили в тюрьму в
Будапеште. Допросы и пытки продолжались долгие месяцы, но Хана отказалась назвать имена
связистов подполья. 7 ноября 1944 года она была расстреляна.
Хане Сенеш было всего 23 года.
У Кейсарии нет собственного герба, так как город входит в региональный совет Хоф а-Кармель. На гербе Хоф а-Кармель изображена гора Кармель и два колоса пшеницы, символизирующие сельское хозяйство. Кейсария представлена на гербе изображением моря и древней колонны.
Акко – это один из немногих городов мира, где жизнь не замирала с древнейших времен до наших
дней. Как и другие древние города Израиля, Акко пережил нашествия многих завоевателей.
Пока царь Ирод не построил порт в Кейсарии, роль главного порта Иудеи выполнял Акко. В
римский период еврейской истории Мудрецам древней Иудеи часто приходилось ездить в Рим на
встречи с императором. Они отправлялись в путь из порта Акко.
В Америке говорят: "Это все равно, что продавать лед эскимосам".
В Англии есть выражение "Это все равно, что ввозить уголь в Ньюкасл".
А в России говорят: "Ехать в Тулу со своим самоваром".
У всех этих выражений есть талмудический #
эквивалент:
"Все равно, что привезти рыбу в Акко".
Теперь понятно, откуда свежая рыба попадала на рынки древнего Израиля.
Акко в современную эпоху
В 18 веке в период Турецкого владычества была реконструирована крепость крестоносцев #, возвышающаяся в центре Акко и по сей день. Начиная с 1917 года, британцы использовали ее как тюрьму для наиболее опасных преступников.
В крепости отбывали наказание и политические заключенные, в том числе лидеры сионистского движения. Например, в 1920 году за организацию отрядов еврейской самообороны там оказался Зеев Жаботинский # В тюрьме в Акко томились восемь приговоренных к смертной казни узников из военной организации ЛЕХИ #.
Условия в тюрьме были ужасные: заключенные спали прямо на каменном полу, укрытые ветхим тряпьем.
В 1947 году англичане казнили в Акко четырех членов военной организации ЭЦЕЛ #. Чтобы спасти оставшихся, руководство организации задумало штурм тюрьмы, считавшейся неприступной. Бойцы ЭЦЕЛа нашли слабое звено в системе оброны крепости: ее южная стена, граничащая с турецким хамамом (баней), охранялась хуже других. Штурм был назначен на 4 мая 1947 года.
Родители заключенных пронесли в тюрьму части взрывных устройств, спрятав их в банках с вареньем
и в канистре с оливковым маслом. Надзиратели обнаружили в варенье странные уплотнения, но
поверили объяснению, что это просто недоваренные фрукты.
В итоге узники сумели изготовить тридцать маленьких ручных гранат. С их помощью они собирались прорваться к южной стене крепости.
Силы ЭЦЕЛа тоже подготовились к операции. Все бойцы были одеты в форму солдат британской армии и подстрижены, как англичане.
Выдав себя за ремонтную бригаду, они оказались в здании
хамама якобы для починки водопровода. Их целью была крыша бани, поскольку, только оказавшись
там, можно было взорвать южную стену крепости.
В это же время трое бойцов ЭЦЕЛа, переодетые
арабами, должны были открыть стрельбу из пушки по английской военной базе, расположенной за городом.
Их целью было отвлечь англичан.
Согласно плану, из тюрьмы должен был бежать 41 человек. Когда наступило время прогулки, все
заключенные, кроме тех, кто готовился к побегу, вышли во двор крепости.
И вот, в 16.30 сильный
взрыв сотряс здание крепости. Южная стена была частично разрушена.
Поднялась стрельба. В дыму и грохоте беглецы, взрывая по дороге запертые двери ручными гранатами,
добрались до южной стены и вырвались на свободу.
Машина, в которой покидали крепость первые тринадцать человек, была обстреляна англичанами.
Пятеро узников погибли, шестеро были ранены, а еще двое схвачены и возвращены в крепость.
Однако следующему грузовику с беглецами удалось благополучно выехать из Акко. Бывшие узники
нашли приют в городе Биньямина.
Несмотря на гибель нескольких членов ЭЦЕЛа, операция была признана удачной: она помогла
подорвать авторитет британских властей и укрепила боевой дух еврейского ишува #.
Акко в наши дни
Вскоре после начала Войны за Независимость Акко был взят армией еврейского государства. Большая часть арабского населения покинула город. Сегодня население Акко составляет 40000 человек, две трети из которых – евреи, а одна треть – арабы.
Старая часть Акко, на территории которой находится крепость, признана историческим и архитектурным памятником. Город внесен в список международного культурного наследия ЮНЕСКО #.
Неподалеку от крепости находится промышленная зона. Вместе они составляют Акко наших дней,
где история соседствует с современностью.
Герб Акко поделен на четыре части. В левом верхнем углу изображен современный городской
квартал, украшенный пальмами. Справа наверху можно видеть древнее рыбацкое судно,
символизирующее порт Акко. Слева внизу – турбина и промышленные здания, а справа внизу –
крепостная стена над морем, напоминающая о географическом положении и истории города.