Яэль рассказывает: Всем привет! Рада снова видеть вас! Знаете, а ведь моя семья не всегда жила в Иерусалиме. Мои прадед и прабабушка приехали сюда из СССР после Второй мировой войны # Вы, конечно, знаете, что СССР был закрытой страной, и никто не мог покинуть его пределы. Как же прабабушке и прадедушке удалось бежать? О, это удивительная история...
Мои прабабушка и прадедушка были хасидами Хабада. # Прабабушка Рейзл и прадедушка Ицхок продолжали соблюдать заповеди Торы даже тогда, когда в СССР преследовали религиозных людей – евреев и представителей других религий.
Во время Второй мировой войны их семья, как и многие другие семьи хасидов Хабада, оказалась в Ташкенте. Здесь прадедушку призвали в Красную Армию, и он ушел воевать с фашистами, а прабабушка осталась одна. Она тяжело работала, но ей удавалось вместе с другими женщинами поддерживать учеников подпольного хедера. Поскольку власти были заняты призывом солдат и устройством беженцев, хасидам удалось возродить в Ташкенте хедеры, ешивы и синагоги.
Во время войны в Ташкенте сложилась большая еврейская община. Здесь были разные люди, в том числе беженцы из Польши. После войны разнесся слух, что польских граждан отпускают на родину. Это была замечательная новость! Значит, евреи сумеют приехать в Польшу, а оттуда добраться до Эрец-Исраэль и увидеть Иерусалим! Они сумеют открыто соблюдать заповеди, ходить в синагогу, не таясь, зажигать субботние свечи!
Для того, чтобы оказаться на свободе, нужно было добраться
до пограничного города Львова в Западной Украине, попасть в специальный поезд и пересечь польскую границу.
Но паспорта, где в графе "место рождения" была указана Польша, были не у всех, кто хотел
покинуть Советский Союз. И хасиды Хабада приняли решение организовать побег.
Они понимали,
что оставаться в СССР нельзя. Чтобы убежать, нужно было сделать поддельные паспорта.
Это была опасная операция, которая потом получила название "Львовский побег".
Прадедушка вернулся с войны, и у них с прабабушкой родился первый ребенок – мой дедушка.
Друзья принесли им "польские" паспорта, но там было записано двое детей. Что же делать?
Выручила сестра прабабушки. Она тоже собиралась бежать в Польшу, и одна из ее дочерей, Хана, на время
стала "дочерью" моей прабабушки.
В эшелон обе семьи сумели войти лишь с небольшими узелками, где лежали только документы и
немного хлеба. Прабабушка и ее сестра дрожали от страха. Что, если маленькая Хана все
перепутает и назовет Рейзл тетей, хотя по паспорту она ее мама? Что, если это случится во
ремя проверки на границе? Что если пограничники заметят, что маленькому Мойше не три года,
как в паспорте, а только полтора?
На границе всем велели выйти из поезда. Но тут случилось маленькое чудо.
Когда советский
офицер открыл паспорта прабабушки и прадедушки, пошел сильный дождь. Пограничник заторопился,
отдал документы, и все снова оказались в поезде.
А еще немного – и дождь бы смыл чернила, которыми были сделаны поддельные записи!
Беглецы недолго оставались в Польше. Вскоре они тайно перешли границу. У самой границы они
заночевали в маленьком домике, стены которого были исписаны именами и фамилиями евреев,
ночевавших здесь кто на месяц, а кто на несколько дней раньше моих родных. Одна из надписей
привлекала всеобщее внимание.
"В будущем году – в Иерусалиме!" - было написано мелом почти
под самым потолком.
"Что с нами будет?" – спросила Хана, прижимаясь к матери.
"Не бойся,
девочка, - ответила мама, - скоро мы будем в нашей стране, и ты увидишь Иерусалим".
Семьи хасидов долго скитались по Европе. Из Польши они попали в Австрию, оттуда – во Францию,
а из Франции сумели морем добраться в Хайфу. Но это было только в 1948 году, когда образовалось
государство Израиль. Это событие положило конец страданиям моих прадедов и сотен других еврейских
семей, бежавших из СССР. Наконец-то все, кто мечтал увидеть Иерусалим, туда попали.
В Иерусалиме Рейзл и Ицхок встретились со своими родственниками, которых искали много лет,
и вновь обрели друзей, с которыми разминулись во время побега.
С тех пор наша семья живет здесь, в Израиле.
Такова история моей семьи. Она похожа на историю еврейского народа. Память об Иерусалиме помогала евреям преодолевать трудности, бороться со страхом. Поэтому во время Пасхального cедера мы говорим: "В следующем году – в Иерусалиме!", - и вспоминаем Иерусалим в ежедневных молитвах. Если бы в Ташкенте мой прадедушка не молился об Иерусалиме три раза в день, он вряд ли решился бы на такое опасное путешествие.
И это не только история еврейского народа.
Это также история Иерусалима.
Многие завоеватели
занимали Святой город, но все они были лишь временными правителями. Римляне, потом византийцы,
затем крестоносцы, после них – мусульмане. Но, несмотря ни на что, Иерусалим был и остается
вечной столицей еврейского народа.
Почему именно Иерусалим? Потому что для нас этот город обладает особой святостью.
В Иерусалиме произошла история "Акедат Ицхак". #
Согласно еврейской традиции, это случилось на горе Мория, в Иерусалиме.
Царь Давид #
избрал Иерусалим столицей своего царства.
С тех пор этот город – столица еврейского народа.
Его сын Шломо (Соломон) построил в Иерусалиме Бейт а-Микдаш – Первый Храм. После того, как
Первый Храм был разрушен, евреи построили Второй Храм. Но и его разрушили враги.
Однако
евреи никогда не забывали о Храме. Где бы они ни жили, они всегда молились, обратившись в
сторону Иерусалима. Они всегда надеялись, что когда-нибудь вернутся туда.